Идиопатический (интерстициальный) цистит у кошек

Термины «урологический синдром» и «заболевание мочевыводящих путей» в последнее время используют при диагностике по крайней мере шести различных причин опорожнения мочевого пузыря вследствие раздражения (дизурия, поллакиурия), гематурии и неприемлемого мочеиспускания у кошек. Авторы сообщали о своих опытах, проведенных со 132 кошками (рис. 1) с симптомами раздражающего опорожнения (Buffingtonetal., 1997). Процент кошек с идиопатическим (интерстициальным) циститом (ИЦ) (61%) совпадал с результатами исследований, проведенных за последние 40 лет.

Рис. 1. Диагностическая оценка симптомов нарушения мочевыводящих путей у кошек

Оценка результатов анализа мочи у кошек с раздражающим опорожнением очень сложна (рис. 1), потому что часто встречаются ложные отрицательные или положительные результаты. Например, результаты при измерении pH мочи тест-полоской и измерительным прибором будут разными, тест-полоска дает 6,5, а прибор 5,8- 7. Более того, повышение pH мочи могут вызывать не только диета или бактериальная инфекция мочевыводящих путей, pH мочи больше 7 может быть связан со стрессом при перевозке к ветеринарному врачу. Гематурия и протеинурия также имеют непредсказумые значения у кошек с уролитиазом или инфекцией мочевыводящих путей. Даже присутствие или отсутствие кристаллов не может быть показателем. У большинства кошек с камнями в мочевом пузыре нет кристаллурии (у некоторых кошек с камнями вообще может не быть симптомов), в то время как у многих здоровых кошек присутствуют кристаллы в моче. Таким образом, ни один из этих параметров не будет диагностическим показателем какого-либо заболевания. Для идентификации конкрементов (струвитных и оксалато-кальциевых), анатомических дефектов и неоплазии выполняют рентгенографическое исследование. Положительные результаты посева мочи показывают инфекцию мочевыводящих путей, которую нужно лечить соответствующими антибиотиками.

Цистоскопия нужна для диагностики интерстициального цистита, чтобы продемонстрировать типичную повышенную ваксуляризацию и петехиальные кровотечения в подслизистом слое. Повышенная васкуляризация и грануляция также являются результатом другого заболевания мочевого пузыря, но эти состояния имеют и другие характерные черты (присутствие опухоли, камней, бактериальной инфекции). Контрастные исследования больше подходят для диагностики кошек, потому что в данном случае возможности цистоскопии сильно ограничены. Чаще всего при оценке кошек в Университете штата Огайо находили очаговые или диффузные утолщения стенки мочевого пузыря, неровную слизистую оболочку и везико-уретеральный рефлюкс. Результаты контрастной цистографии были в норме у 80% кошек с ИЦ. Если при повторном исследовании не найдено никаких нарушений, то следует предположить, что причиной являются поведенческие нарушения.

Лечение

Симптомы острого необструктивного ИЦ часто проходят спонтанно за несколько дней вне зависимости от лечения, что не дает возможности точно оценить успех применяемой в это время терапии. Профилактика рецидивов данного заболевания пока не разработана.

Диета может играть множественное значение в лечении ИЦ. У большинства кошек с ИЦ образуется кислый pH мочи (pH менее 6,5) и кристаллы. В присутствии макрокристаллурии показаны изменения в диете для разбавления мочи без повышения pH. Хотя кристаллурия обычно доброкачественная, но большие кристаллы могут повреждать и так воспаленный мочевой пузырь. При нашем последнем обследовании мы нашли, что 60% кошек получали 100% сухой корм, а у 17% животных ежедневный рацион на 75% состоял из сухого корма (Buffingtonetal., 1997). Это не значит, что сухой корм может вызывать ИЦ, но данный вид питания может маскировать или
ухудшать нарушения у кошек, к ним предрасположенным (делая их чувствительными к пище, а не вызывая обусловленное диетой заболевание). Следовательно, мы рекомендуем размачивать сухой корм или кормить кошек консервированным кормом. Из-за риска уретральной обструкции у котов мы рекомендуем кормить их консервированными кормами, предназначенными для снижения pH. Хотя формула сухого корма направлена на подавление развития струвитного уролитиаза, мы считаем, что сухой корм менее эффективен в этом отношении, чем консервированный. Польза от потребления большого количества воды заключается в растворении любых нежелательных веществ в моче, более частом мочеиспускании, что уменьшает продолжительность контакта пузырной стенки с мочой и удаление избытка кристаллов. Также мы рекомендуем постоянно кормить кошек одним и тем же кормом, чтобы снять стресс от перехода на другой корм.

Мы считаем, что стресс играет важную роль в развитии и рецидивах ИЦ и может спровоцировать первый эпизод заболевания у восприимчивых животных. К сожалению, стресс трудно определить количественно. В анамнезе должны быть выделены все стрессовые ситуации в жизни кошки, которые могут заключаться в изменении окружающей обстановки, погоды, активности, диеты, режима кормления, в жизни владельца, замене туалета, прибавлении и убавлении членов семьи владельца, появлении других животных и т.д. Поэтому кошек с ИЦ нужно избавить от стрессовых ситуаций. Для снятия стресса от окружающей обстановки мы рекомендуем предоставить кошке укрытие повыше, где она могла бы свободно и естественно следовать своим хищным поведенческим особенностям. Это могут быть высокое приспособление для лазанья и игрушки, с которыми кошка будет играть. Недавно разработанные феромоны кошек также помогают снимать стресс от окружающей обстановки у кошек с ИЦ.

В нескольких рецидивирующих случаях мы лечили болевой синдром. Специалисты по поведению животных рекомендуют лечить неприемлемое мочеиспускание амитриптилином. Амитринтилин обладает некоторыми свойствами, полезными для кошек с ИЦ, включая анальгезию, стабилизацию мембран тучных клеток, неэпинефриновое ингибирование (что приводит к снижению регуляции неадренергической трансмиссии) и антихолинергические эффекты, а также антагонизм к рецепторам глютамата и натриевым агонистам. Предварительные результаты исследования кошек в Ветеринарном госпитале при Университете штата Огайо позволили предположить, что клинические симптомы у некоторых кошек будут явно снижаться терапией амитриптилином. Уменьшение клинических симптомов не всегда бывает связано с улучшением вида мочевого пузыря при цистоскопии. Контрольные исследования безопасности амитриптилина для кошек с ИЦ еще не были проведены. Мы назначали этот препарат один раз в день вечером перед сном. Дозировка составляла 2,5-12,5 мг. У некоторых кошек уменьшение клинических симптомов было очень резким, однако другим не принесло практически никакой пользы. Поскольку безопасность продолжительного лечения кошек амитриптилином еще не ясна, мы рекомендуем выполнить анализ активности печеночных ферментов (аланинаминотрансферазы, щелочной фосфатазы, аспаратаминотрансферазы) до лечения и через 1 месяц после лечения, а также ежегодно, чтобы не допустить развития дисфункции печени. Исходя из своего опыта авторы считают, что двухлетнее применение амитриптилина в этой дозе не дало побочных эффектов. Потенциальными побочными эффектами могут быть задержка мочи (антихолинергический эффект) и повышение концентрации печеночных ферментов. Другие трициклические препараты, такие как дезипрамин и нортриптилин, также могут вызывать побочные эффекты, но они еще не проверены. Также мы добились определенного успеха по обезболиванию мочевого пузыря с помощью буторфанола у кошек с хроническим идиопатическим циститом. Нужны более продолжительные исследования лечения ИЦ такой мерой, как снятие боли.

Экспериментальное подтверждение этих рекомендаций по большей части отсутствует, эта ситуация сходна с подтверждением различных видов лечения для людей с ИЦ. Для людей с ИЦ был опробован заменитель гликозаминогликанов [пентозана полисульфат (элмирон)], его безопасность и эффективность для кошек с ИЦ еще исследуется. Мы надеемся, что появление ИЦ у нескольких видов млекопитающих должно повысить интерес исследователей к выяснению причин этого болезненного и ослабляющего заболевания.

Успешное лечение заболеваний мочевыводящих путей зависит от точной диагностики причины симптомов. Идиопатический цистит является самой распространенной причиной этих симптомов, а первые эпизоды болезни обычно устраняются спонтанно. Животных с хроническим рецидивирующим заболеванием нужно тщательно обследовать, сделать анализ мочи и провести визуализацию мочевыводящих путей, чтобы идентифицировать причину заболевания. После точной диагностики необходимо соответствующее лечение. В зависимости от диагноза прописывают различные лечебные диеты, терапию окружающей обстановкой и обезболивающие препараты (в тяжелых рецидивирующих случаях). Пока не проведены клинические испытания других терапевтических подходов, следует избегать по крайней мере рецидивов нарушений, которые поддаются известному лечению.