Отношение к детям — Собака. Руководство по дрессировке и уходу

Отношение к детям

Ребенок и щенок

Редко кто заводит одновременно и ребенка, и собаку, потому наиболее распространены две ситуации: а) щенка берут в дом, где есть ребенок 4–5 лет или старше; б) в доме, где есть взрослая собака, появляется новорожденный. Когда щенка берут в дом, где есть ребенок старше пяти‑шести лет, обычно никаких серьезных проблем не возникает. Ребенок в этом возрасте уже вполне сознательная личность, щенок воспринимает его как старшего, и хотя он становится взрослым гораздо раньше ребенка, между ними сохраняются вполне нормальные отношения. Но когда ребенку от трех до пяти, могут возникнуть проблемы, причем в первую очередь у щенка. Развитие отношений щенка и ребенка целиком зависит от того, насколько вы сумеете внушить ребенку правила обращения со щенком. От маленького человечка трудно ожидать, что он последовательно будет придерживаться «правил поведения вожака». Да в этом и нет пока никакой необходимости. Главное, чтобы ребенок относился к щенку, как к личности, и не делал бы ничего, что щенку неприятно или вызывает страх. Причем для этого не обязательно отрывать щенку уши или гоняться за ним с грохочущей машинкой на веревочке. Порой достаточно завязывать на нем бантики или играть в одной с ним комнате большим мячом или с криками гарцевать на табуретке.

Пока щенок мал, воспитательные меры применяются в основном к ребенку. Но при этом нужно соблюдать такт. У щенка не должно сложиться впечатления, что вы нападаете на ребенка, а у ребенка – что щенок причина постоянных наказаний.

 

Тут возможны два варианта, одинаково чреватые неприятными последствиями. С одной стороны, у щенка может закрепиться устойчивое негативное отношение к ребенку, как к источнику страшных звуков, угрожающих движений и прочих неприятностей. С другой – подросший щенок, защищаясь, может очень больно тяпнуть, и тогда уже у ребенка возникнет страх перед щенком. И то, и другое со временем может превратить щенка в «трудную» собаку. Большинство нормальных детей и нормальных щенят легко находят общий язык, но взрослые должны держать ситуацию на контроле. Пока щенок мал, воспитательные меры применяются в основном к ребенку. Но при этом нужно соблюдать такт. У щенка не должно сложиться впечатления, что вы нападаете на ребенка, а у ребенка – что щенок причина постоянных наказаний.

Отношение собак к новорожденным

Когда в доме, где есть взрослая собака, впервые появляется новорожденный, это приводит ее в недоумение. Собака не вполне понимает, что это такое, она часто вообще не уверена, что это человеческое существо. Однако нормальная воспитанная собака в своем отношении к окружающему миру в первую очередь ориентируется на вас. Если собака вдобавок обучена выполнению хотя бы простейших команд и ваш авторитет достаточно высок, требуется немного времени, чтобы она поняла, что это крикливое создание представляет величайшую ценность и требует бережного обращения. Пускать дело на самотек, однако, не стоит. Вам придется уделить собаке некоторое время и внимание.

Если собака даже не рычит, а просто время от времени смотрит на ребенка слишком пристально и без дружелюбия – значит доверять ей пока не стоит.

Прежде всего, не забывайте, что всякое недоумение резко повышает вероятность появления тревоги и агрессии (вспомните, о чем говорилось в разделе «Собачий характер»). А потому первое правило – никогда не оставляйте собаку с новорожденным младенцем наедине. Во всяком случае, пока вы полностью не убедитесь, что она не способна причинить ему вреда. Если собака даже не рычит, а просто время от времени смотрит на ребенка слишком пристально и без дружелюбия – значит доверять ей пока не стоит. Особенно если собака вообще отличается агрессивностью или склонна давить кошек и другую мелкую живность. Это «пока» может продлиться несколько месяцев, до тех пор, когда у младенца не начнут появляться явственные человеческие черты. Но самое ответственное время – первые несколько дней. Тут не стоит отходить от ребенка даже в другой конец комнаты, если собака находится в детской.

Вообще, у большинства собак новорожденный не вызывает восторга. Во‑первых, он кричит, что ни одной собаке не нравится – собаки терпеть не могут скандалов в доме. Крик же младенца, обратите внимание, в большинстве случаев окрашен не жалобной, а требовательной интонацией. Во‑вторых, с появлением новорожденного вы неизбежно начинаете уделять собаке меньше внимания. Даже если собака не связывает это непосредственно с младенцем (хотя многие собаки все прекрасно понимают), дискомфорт, который она испытывает, увеличивается. Впрочем, бывают и исключения, особенно часто среди сук, когда всё понимается сразу совершенно правильно – хозяйка «ощенилась», «щенок» требует любви, ухода и ласки. Такая собака может привязаться к младенцу не меньше вас. Но заранее рассчитывать на это не стоит.

Казалось бы, лучший выход из положения – вообще запретить собаке заходить в детскую. Но на самом деле это не так. Если собака не агрессивна и послушна, пусть она посещает младенца (вместе с вами) и даже его обнюхивает (но только в вашем присутствии!). Если вы собаку регулярно чистите, моете ей лапы, даете вовремя средства от глистов – короче, содержите, как полагается, – то в смысле передачи инфекции она представляет не больше опасности, чем вы сами. Занимайтесь с ребенком вместе с собакой. Это, во‑первых, избавит ее от ощущения, что она «заброшена», а во‑вторых, даст вам возможность научить ее правильному отношению к младенцу. Занимаясь с младенцем, разговаривайте и с собакой, делитесь с ней своими чувствами и проблемами. Обязательно берите собаку с собой, когда вывозите младенца на прогулку. Если собака выдрессирована на охрану вещи, крайне полезно регулярно поручать ей на прогулке охрану коляски. Но имейте в виду, что вскоре она может начать защищать младенца от посторонних по своей инициативе, что не всегда удобно.

Разрешайте собаке сидеть или лежать у ваших ног, когда вы кормите или баюкаете ребёнка

Любое проявление агрессии в адрес грудного младенца должно немедленно подавляться. Никогда не пытайтесь успокоить собаку лаской. Если собака рычит, даже совсем слабо, если она морщит губы – следует строго подать команду «фу» (или «нельзя»). Следует подать эту команду и в том случае, если она просто пристально смотрит на младенца в позе превосходства или пристального внимания. Следует строго пресекать и попытки завязать с младенцем игру, даже если собака только предлагает ее, не прикасаясь к ребенку. Если собака не выполняет команду, ее следует наказать. Но не забывайте при этом соблюдать правила применения наказаний (см. соответствующую главу), иначе наказание может возыметь обратный эффект, у собаки возникнет устойчивая ассоциация наказание – ребенок. Добейтесь обратного. Гуляя с ребенком, берите с собой собаку. Ласково разговаривайте с ней в его присутствии. Разрешайте сидеть или лежать у ваших ног, когда вы его кормите или баюкаете.

Развитие отношений

Есть собаки, которые сразу начинают относиться к младенцу покровительственно. Это чаще суки, чем кобели, а среди сук чаще те, у которых уже были свои щенки. Довольно часто случается, что если собака покровительствует младенцу, она одновременно его и «воспитывает». Это может быть нежелательным, особенно по отношению к совсем маленьким детям, которые просто не способны еще понять, что от них требуется. Что касается детей от трех до пяти, то довольно часто такое воспитание вызывает много крика, но не приносит никакого вреда, а порой приносит и пользу. Вообще же собаки воспитывают щенков иногда довольно жестко и так же относятся и к детям. До какой степени можно доверять собаке ребенка – зависит и от собаки, и от ребенка. Решать этот вопрос можно только исходя из конкретной ситуации, давать заочные универсальные советы здесь невозможно.

Когда младенец несколько подрастет, ему нужно объяснить правила обращения с собакой. При некотором терпении с вашей стороны это усваивают даже двух‑трехлетние дети. А когда ребенку исполнится года четыре‑пять – очень полезно приучить собаку слушаться его команд. Если собака начала слушаться ребенка – все проблемы на этом обычно кончаются. Для начала делите между собой обязанности – вы командуете, ребенок вознаграждает собаку лакомством. Потом приучайте собаку выполнять команды ребенка. Детям эти занятия очень нравятся, а собаки довольно быстро начинают их слушаться.

Вообще, взаимоотношения детей и собак не сводятся к элементарному «любит – не любит». В качестве примера можно привести отношение моего кобеля (скотч‑терьер) к нашему сыну. Когда младенца принесли из роддома, кобель (ему было в этот момент около трех лет, опыт общения с детьми и щенятами отсутствовал) отнесся к нему с необычайным интересом. Если ребенка клали на диван, он обязательно запрыгивал туда же, внимательно обнюхивал, толкал носом и лизал, высовывая самый кончик языка. Что он при этом чувствовал, не вполне понятно, при общении с нами такое лизание – редкое выражение приступа крайней нежности. Однако, когда сын начинал размахивать руками и ногами, в свойственной младенцам нескоординированной манере, пес начинал мрачнеть, а если его задевали по морде – огрызался. Он совершенно недвусмысленно ставил младенца на место. Точно так же он обращался позже со своими щенками – сильный доброжелательный интерес в сочетании со строгостью. Разница только в том, что щенок в младенческом возрасте не способен ударить кобеля по носу и потому враждебных чувств у него не вызывает. Когда пес понял, что мы не одобряем его воспитательных методов, он перестал подходить к ребенку и несколько потерял к нему интерес. Резкий перелом произошел через несколько дней, когда у младенца начался типичный для большинства детей «период крика». Этого кобель вынести уже не мог и просто перестал появляться в детской. Но самое при этом забавное и непонятное, что в это же время пес начал проявлять на улице повышенный интерес ко всем коляскам с младенцами, чего раньше никогда не было, и совершенно недвусмысленно пытался привлечь к ним и наше внимание. Моя жена твердо уверена, что кобель решил: «Раз уж вы так любите это безобразие, то, может, заберем и этого?» При подходе к нашей коляске других собак пес явственно напрягался, что ему, вообще говоря, не очень свойственно.

Если собака начала слушаться ребенка – все проблемы на этом обычно кончаются

Когда сын начал самостоятельно передвигаться и приставать к кобелю, тот уходил, но иногда, доведенный до крайности, кусался. Воплей при этом было множество, но ни разу зубы кобеля не оставили даже приличного синяка. Кусал он его вроде довольно жестко, но – никаких травм. А я снимал шкуру с задавленных кобелем зверей, и очень хорошо представляю себе силу его челюстей и как он умеет пользоваться зубами. Клыки скотча не уступают по размерам клыкам немецкой овчарки, и ободранная тушка лисы выглядит так, как будто в нее в упор всадили заряд картечи. За каждый конфликт пес получал короткий выговор и вскоре понял, что лучше не огрызаться, а спасаться на диване. Довольно быстро, впрочем, стороны пришли к консенсусу и научились уважать друг друга, а к пятилетнему возрасту сына пес даже слушался некоторых его команд, особенно в нашем присутствии.

Любое проявление агрессии в адрес грудного младенца должно немедленно подавляться.

Пока щенки питаются молоком, сука, ухаживая за ними, съедает их экскременты. Некоторые суки, особенно уже щенившиеся, с удовольствием вылизывают попу и человеческому младенцу. У меня сложилось впечатление, что эта процедура может весьма способствовать возникновению привязанности.

Отношение к чужим детям

В большинстве случаев собаки относятся ко всем детям, и своим, и посторонним, одинаково. Каково это отношение – зависит в первую очередь от того опыта, который собака имела в молодости. Если этот опыт был неприятным, то даже собаки с сильно развитым родительским инстинктом относятся к детям настороженно. Причем неприятным опытом может быть не обязательно испытанная боль или сильный страх. Иногда вполне достаточно криков или буйных игр. Тот же результат можно получить, если постоянно наказывать собаку за попытки обнюхать ребенка, облизать его или поиграть с ним. Если же опыт был приятным – собака на всю жизнь сохраняет к детям доброжелательный интерес. Наша старшая сука, в детстве избалованная детьми заводчика, не способна на прогулке пропустить ни одного ребенка, чтобы не попытаться его облизать. Ее щенки, выросшие в тесном контакте с нашим сыном (попробуйте отогнать мальчишку от щенков), по отзывам их нынешних хозяев очень легко находят общий язык с маленькими детьми, что для скотчей, с их чувством собственного достоинства, не очень типично.

В большинстве случаев собаки относятся ко всем детям, и своим, и посторонним, одинаково. Каково это отношение – зависит в первую очередь от того опыта, который собака имела в молодости. Если этот опыт был неприятным, то даже собаки с сильно развитым родительским инстинктом относятся к детям настороженно.

Если собака не имела в молодости контактов с детьми вообще или имела их очень мало – ее отношение к этим созданиям, так непохожим на взрослых людей, обычно настороженное. У агрессивных собак эта настороженность может носить характер угрозы. Но даже у таких собак проблемы легко снимаются, правда, при одном условии – собака должна быть хорошо выдрессирована и безупречно выполнять минимальный набор команд. Всегда пресекая командой угрозу в адрес ребенка, вы со временем измените отношение собаки к детям. Рискуя надоесть читателю, повторю еще раз: дрессировка – самый мощный, а иногда и единственный инструмент воспитания, имеющийся в вашем распоряжении.

Следует иметь в виду, что у плохо воспитанной собаки почти любой породы, если ее опыт общения с детьми ограничен, ребенок, особенно убегающий ребенок, может пробудить охотничий инстинкт. В первую очередь это касается чисто сторожевых собак (см. раздел «Собачий характер»), особенно «собак плантатора», а также некоторых бойцовых и охотничьих (в частности, борзых). Эти породы тем более опасны, что их охотничье поведение не ограничивается погоней и облаиванием. Охотничий инстинкт может проснуться при виде любого убегающего человека или животного, но гораздо чаще он просыпается, если объект меньше самой собаки. И потому крупные собаки в этом отношении входят в группу повышенного риска.

Отношение собаки к посторонним людям

Отношение собаки к посторонним людям зависит в основном не от ее врожденных качеств, таких как преобладание того или иного типа оборонительной реакции или склонность к лидированию, а от ее индивидуального опыта. Прежде всего, от разнообразия и частоты контактов с человеком в детском возрасте. Здоровая собака, выросшая среди нормальных людей, относится к посторонним довольно безразлично, чаще с оттенком дружелюбия. Если ее контакты с людьми в детстве были ограничены, то преобладает настороженность с оттенком страха или агрессии, в зависимости от склада психики. Поэтому собаки, выросшие в питомнике и общавшиеся в детстве только с обслуживающим персоналом, гораздо более недоверчивы, чем собаки, выросшие в городской семье и постоянно контактировавшие с самыми разными людьми. Соответственно, городские собаки обычно спокойней относятся к незнакомым, чем деревенские. Ситуация может усугубляться тем, что у собак, выросших в «обедненной» социальной среде, как я уже рассказывал в разделе «Собачий характер», снижается сила нервной системы и увеличивается «возбудимость центра тревоги».

Здоровая собака, выросшая среди нормальных людей, относится к посторонним довольно безразлично, чаще с оттенком дружелюбия.

Не менее важно ваше собственное отношение к людям и еще важнее ваша реакция на поведение собаки при контактах с посторонними. Понятно, что если вы по характеру мизантроп или поощряете агрессию собаки в адрес прохожих, то собака будет относиться к людям без симпатии (хотя не обязательно). Случается, однако, что хозяин формирует негативное отношение к посторонним совершенно бессознательно, совершенно того не желая. Если на прогулках вы всегда стараетесь обходить встречных, исходя из самых добрых побуждений, скажем, опасаясь, что они могут испугаться собаки, то ваш пес, вполне вероятно, начнет расценивать прохожих, как вредоносный объект. То же самое может произойти, если вы, из тех же соображений, всегда подаете команду «фу» («нельзя») при попытках собаки вступить с незнакомым человеком в контакт. Еще более верный способ внушить собаке, что прохожие не заслуживают доброго отношения, – попытки успокоить напряженного, испугавшегося или угрожающего пса лаской. Не забывайте – собака в такой ситуации расценивает вашу ласку как поощрение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *