Воспитание гриффона

Воспитание любой собаки дело очень ответственное, но благодарное. Если вы хотите вырастить своего любимца послушным, чистоплотным, жизнерадостным, не жалейте на это ни времени, ни сил. Начинать воспитание гриффона следует как можно раньше, так как в раннем возрасте собака лучше воспринимает команды и быстрее учится.

Каждый щенок обладает не только определенными чертами характера, свойственными породе, к которой он относится, но и индивидуальными особенностями, что следует учитывать, приступая к обучению и дрессировке.

Этапы развития собаки

Все щенки в период своего взросления проходят несколько этапов развития. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.

Первые 2 нед жизни щенка называются периодом новорожденности. Потребности щенка в это время минимальны: ему нужны только тепло, еда и сон.

Как правило, щенки начинают видеть на 10‑12‑й день после рождения, и постепенно у них ослабевает потребность в телесном контакте с матерью.

На 3 нед жизни щенков большинства пород приходится переходный период, который характеризуется пробуждением слуха и улучшением зрения. Сначала малыш реагирует на шум только подергиванием, так как эта функция организма пока еще проявляется не в полную силу. В этом возрасте щенок контактирует только с матерью, а не со своими братьями и сестрами. К концу недели малыш уже может стоять и ходить, и ему можно начинать давать кашицеобразную пищу.

Новорожденному щенку требуется только пища, тепло и сон

Период запечатления начинается с достижения щенком возраста 4 нед и продолжается до 7 нед. В это время малыш осознает себя собакой и учится быть ею, к тому же он начинает постигать окружающую реальность. Информационный поток у щенка в это время настолько мощный, что кинологи называют этот период стадией взрыва.

В этом возрасте щенки начинают играть с матерью и друг с другом, учатся кусаться, соблюдать дисциплину, кобели осознают свой пол. В помете выделяется лидер, и устанавливается иерархия.

Сложившиеся отношения с другими щенками станут в дальнейшем базой для взаимоотношений с взрослыми собаками, а затем основой отношений в системе человек – собака – группа собак.

В этот период можно начинать обучение малыша, так как у него формируются рефлексы, а чувствительность уже достаточно высока.

На период запечатления приходится время адаптации щенка. Он учится следовать за матерью, приспосабливается к ней, вырабатывая условный рефлекс, который впоследствии переносится на человека. Если не уделять в это время малышу достаточно внимания, то он не сможет в должной степени адаптироваться, и это отрицательно скажется на его будущих взаимоотношениях с окружающей действительностью. Так как адаптация щенка происходит через органы чувств, то очень важно, чтобы малыш находился в тесном контакте с людьми и чтобы человек стал для него собратом по виду. Вашему питомцу необходимо видеть, обонять и чувствовать людей, находиться с ними в контакте настолько долго, насколько позволяет его общительность.

В период адаптации щенки начинают активно общаться друг с другом

Этап социализации щенка – это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 8 до 12 нед, примерно в то время, когда он появляется в вашем доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны, исследуют и испытывают на прочность все предметы. Щенка очень интересуют различные звуки – шум, возникающий при работе бытовых приборов, звуки телевизора, телефонные звонки и др. Обычно к другим животным щенки относятся с дружелюбным любопытством.

В период адаптации щенок гриффона нуждается в общении с человеком

Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!», «Гуляй!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания – команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».

До достижения гриффоном 2‑месячного возраста начинать занятия с ними нецелесообразно и даже вредно, потому что при дрессировке собака испытывает стресс.

В возрасте 8‑12 нед щенки обладают повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период им необходимо внимательное и бережное отношение хозяина. Надо помнить, что стрессовые ситуации у щенка могут возникнуть не только в результате переутомления, но и при проведении лечебно‑профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое‑нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего щенка от пугающих его процедур.

Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину. Старайтесь, чтобы даже во время игры он не забывал о необходимости слушаться.

При воспитании собаки нужно избегать крайностей. Чрезмерная строгость, как и потакание всем капризам не позволят правильно воспитать гриффона.

Очаровательная внешность гриффона и его дружелюбие часто ведут к тому, что его балуют с раннего возраста. В этом случае собака не относится к наказаниям серьезно и может вырасти капризной и своевольной.

Не следует забывать об агрессивности, которая может проявляться у щенков даже такой миролюбивой породы, как гриффон. Щенку надо с самого начала решительно дать понять, что хозяина ни в коем случае нельзя обижать. Часто бывает так, что если щенок рычит или пытается укусить, хозяева не обращают на это должного внимания, и собака вырастает агрессивной. Кроме того, при воспитании щенка в этот период следует обратить особое внимание на кормление. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина. В этом случае щенок нередко садится рядом и внимательно смотрит на хозяина, стараясь получить лакомый кусочек.

Помните о том, что если вы уступите и покормите щенка со своего стола, то в дальнейшем ваш гриффон постоянно будет выпрашивать кусочки, зная, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, вы не только потеряете контроль над его рационом, но и утратите свой авторитет.

Данная черта характера щенка потребует от вас особой внимательности и на прогулках. К сожалению, очень трудно отучить гриффона разыскивать и подбирать что‑либо съедобное на улице. Некоторые владельцы выходят из положения, надев на щенка намордник. Собаки быстро к нему привыкают, и при прогулках это им совершенно не мешает. Со временем, когда собака будет достаточно обучена и привыкнет подчиняться, намордник можно будет снять.

Намордник

В случае непослушания собаку необходимо наказать. Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенка считаются следующие: взять щенка за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть; шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду. Это действие хозяина вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.

Период доминирования в жизни щенков приходится примерно на 12‑16‑ю нед жизни, когда в естественных условиях между щенками одного помета начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, – это признание своего хозяина доминирующей личностью. Иначе собака будет постоянно пытаться утвердить свое лидерство.

Взрослеющий щенок при первой же возможности обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он может укусить хозяина, зарычать или залаять на него. Но, получая каждый раз достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека и учится подчиняться хозяину.

Практика показывает, что возможны три вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые интенсивно формируются, когда щенок достигает 3‑4‑месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором – щенку, в третьем же устанавливается определенное равноправие между ними.

В период социализации питомца постарайтесь приучать его к установлению дружеских контактов с другими собаками, которых хозяева выгуливают в одно с вами время. Получая удовольствие от общения с себе подобными, собака растет более уравновешенной, проблем при дрессировке возникает гораздо меньше.

Если вы хотите воспитать свою собаку по всем правилам, приемлемым вариантом для вас должно быть только ваше личное лидерство. Поэтому во время игр и прогулок всегда уделяйте особое внимание поведению собаки по отношению к вам. Сдерживайте любознательность и эмоциональность вашего питомца, не позволяя ему тянуть вас то в одну, то в другую сторону. Применяйте команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с вами недопустимо вести себя, как вздумается. Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры.

Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Трехмесячный щенок при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина. Необходимо учесть, что к 16‑18‑недельному возрасту у гриффонов, особенно у кобелей, заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от вас к этому времени установки останутся у вашей собаки на всю жизнь.

В период доминирования у щенков одного возраста начинается борьба за лидерство

Гриффону в период доминирования уже необходимы систематические тренировки, в ходе которых вы должны отрабатывать с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физические нагрузки в этом возрасте можно постепенно увеличивать.

Этап проявления независимости может продолжаться с 4 до 8 мес. В этот период ваш питомец может пытаться продемонстрировать свою независимость. Часто щенок, еще вчера выполнявший ту или иную команду, начинает делать совсем не то, что от него требуется.

Демонстрируя подобное поведение, щенок пытается отвоевать для себя право поступать так, как желает он, а не хозяин. В этой ситуации нельзя давать питомцу шанс стать хозяином положения хотя бы на время. Если вы видите, что ваша собака игнорирует приказы, упорно требуйте от нее послушания и подчинения, в противном случае у вашего питомца появится привычка поступать так, как ему хочется, и вам никогда не удастся воспитать послушную собаку.

Не следует насильственными мерами заставлять гриффона выполнять команды, на собаку нельзя кричать и тем более бить ее. Формируйте у собаки привычку подчиняться вашим командам иначе: просто не спускайте ее с поводка до тех пор, пока не убедитесь в том, что она безупречно выполняет все то, что вы от нее хотите.

Хозяин, потакающий прихотям и капризам своего питомца, рискует в будущем получить неуправляемое и агрессивное животное, громким лаем провожающее каждую проезжающую мимо автомашину или случайных прохожих. Проявив твердость и настойчивость в обращении со своим щенком, вы поможете ему успешно преодолеть период независимости и выработать привычку четко выполнять все ваши команды.

Этап преодоления страха может продолжаться в течение 1–2 мес. Он начинается, в зависимости от индивидуальных особенностей развития собаки, в возрасте от 6 до 14 мес. Этот этап характеризуется тем, что ваш гриффон начинает внезапно, без видимых причин испытывать страх перед различными предметами, которые уже хорошо знакомы ему и раньше не вызывали никаких негативных эмоций. Кроме того, гриффон начинает бояться новых предметов и людей.

Чтобы помочь гриффону преодолеть страхи, вы должны проявить терпение и выдержку. Увидев, что щенок чего‑то боится, прикажите ему стоять или сидеть, затем подойдите к тому предмету, который вызывает беспричинный страх у вашего питомца, и дотроньтесь до него рукой. После этого подзовите гриффона и дождитесь, пока он не подойдет к вам. Таким образом вы продемонстрируете собаке, что для вас этот предмет не страшен и ей нечего бояться. Ведите себя спокойно и уверенно, и ваш гриффон успокоится.

Этап переходного возраста начинается с 1 года продолжается до 3 лет. В это время гриффон, как и в период независимости, может предпринимать попытки навязать хозяину свою волю и занять доминирующее положение в семье, а также среди своих сородичей. Он может вести себя неадекватно даже с теми, к кому ранее относился дружелюбно. Например, гриффон может неожиданно напасть на живущего по соседству пса и подраться с ним, хотя раньше обе собаки были очень дружны между собой и даже играли вместе. Пришедшие к вам в гости друзья также могут быть встречены грозным рычанием или заливистым лаем прямо на пороге, хотя раньше ваш гриффон относился к тем же самым людям вполне приветливо.

В подобной ситуации не стоит изолировать собаку от гостей, запирая ее в другой комнате. В данном случае рекомендуется скомандовать гриффону «Место!» – и дать ему возможность оставаться с вами. Гостей нужно предупредить, чтобы они не пытались пообщаться с собакой, пусть она проявит свой интерес к пришедшим первой. Таким образом, вы продемонстрируете питомцу, что ваши гости требуют уважения в не меньшей степени, чем вы сами.

Хозяину следует быть готовым к подобным выходкам своего питомца. Завоевание лидерства – дело непростое, и вполне вероятно, что собака будет неоднократно пытаться изменить свое положение, стремясь занять главенствующее. Главное, что требуется от хозяина в этот период, – не потерять самообладания, настойчивости и твердости, но при этом сохранить добрые взаимоотношения со своим гриффоном. Занятия дрессировкой должны быть регулярными, не нужно давать собаке возможности предъявлять хозяину свои собственные требования по поводу ее прав и обязанностей.

Переходный возраст у гриффона – это еще и период достижения им половой зрелости. Однако это вовсе не означает, что процесс физического и психического развития вашего щенка уже завершен. Существует ряд врожденных и приобретенных качеств характера, которые окончательно формируются лишь к 3‑летнему возрасту (как правило, это инстинкты, связанные со способностью собаки защищать своего хозяина и его имущество).

Дрессировка

Чем моложе щенок, тем короче должно быть время занятий с ним, кроме того, не стоит слишком сильно давить на него, старайтесь учить его во время игры, чтобы у него не возникало негативного отношения к дрессировке. Занятия не должны утомлять щенка.

Большинству людей понятны строгость и твердость при воспитании служебных собак, но при этом они полагают, что для щенков гриффона это совсем не обязательно. Помните, что подрастающая собака пытается определить свое место в иерархии семьи, стремясь занять ступень повыше. У гриффона это может проявляться в виде многочисленных капризов, стремления вызвать жалость хозяев и других уловок. Легкомысленный подход к воспитанию щенка не только может испортить его характер, но зачастую банальное непослушание приводит к трагическим последствиям.

Бельгийские, брюссельские гриффоны и малые брабансоны при правильном воспитании становятся замечательными собаками‑компаньонами и прекрасно уживаются со всеми членами семьи, в том числе и с маленькими детьми.

Вы должны стать для своего гриффона добрым, но требовательным другом. Вам следует постоянно учитывать все особенности его характера и поведения, стараться регулярно заниматься, играть с ним, а при необходимости консультироваться с опытными специалистами‑собаководами, которые помогут избежать серьезных ошибок в воспитании и дрессировке вашей собаки.

Первым этапом воспитания является приучение щенка к рукам хозяина. Он должен спокойно разрешать брать себя на руки, осматривать, проводить любые необходимые манипуляции. Этого можно достичь, обращаясь с щенком ласково, не причиняя ему боли и не пугая его. Когда ваш питомец научится вам доверять, он не будет сопротивляться даже во время таких неприятных процедур, как купание или расчесывание.

Следующим этапом должно стать приучение щенка к голосу хозяина и кличке. Существует несколько важных рекомендаций, касающихся клички:

› кличка должна быть короткой, звонкой и не очень распространенной;

› неэтично называть собак именами людей;

› приучать щенка к кличке можно на прогулках и во время игры с ним, при каждом подзыве щенку следует давать лакомство или гладить;

› кличка собаки всегда должна произноситься в призывной интонации, ее нельзя искажать или заменять ласковыми прозвищами.

Далее щенка нужно научить команде «Место!». Как правило, в первые же дни место для него бывает определено, и щенок знает, куда ему следует направляться. Обучение этой команде следует начинать с простого приема: как только вы увидите, что щенок спит или лежит не на месте, отнесите его туда, похлопайте рукой по его подстилке и скажите «Место!» При произнесении команды голос должен быть твердым, однако не следует кричать на щенка. Проявите терпение, и через несколько недель щенок будет сам возвращаться на место по команде.

После того как щенок выучит команду «Место!», начните его обучать команде «Ко мне!». Произнося ее, слегка постучите по полу миской для кормления. У собаки быстро выработается условный рефлекс, и в дальнейшем она будет подбегать к вам, услышав только команду.

На прогулке обучение щенка команде «Ко мне!» нужно начинать через 5‑10 мин после того, как его вывели. К этому времени он уже справит свои естественные потребности и захочет поиграть. Чтобы тренировка прошла максимально успешно, спустите животное с поводка.

Помните, что команду «Ко мне!» обязательно нужно произносить спокойным негромким голосом. Отрабатывайте ее, поощряя животное лакомством и похвалой. Если ваш любимец исполняет команду вяло, без энтузиазма, повторите ее еще раз, но более резким голосом.

Во время обучения ни в коем случае не подзывайте щенка к себе для того, чтобы наказать его или надеть ошейник, так как это выработает у собаки негативную реакцию. Каждый раз, когда вы станете подзывать питомца к себе, он будет считать, что вы собираетесь прервать прогулку и отвести его домой. Это приведет к тому, что щенок будет отказываться выполнять команду.

Для отработки команды «Ко мне!» следует предпринять, как правило, следующие действия.

Встаньте рядом с питомцем и возьмите в руку лакомство. Дайте собаке его понюхать, а затем поднимите так, чтобы оно оказалось вне пределов досягаемости собаки.

Убедитесь, что вы привлекли внимание собаки, и медленно отступите на шаг, водя лакомством из стороны в сторону. При этом несколько раз произнесите команду «Ко мне!». Когда щенок приблизится к вам, дайте ему лакомство и приласкайте его.

Помните, что, научив своего питомца подходить к вам по команде, вы не только облегчите жизнь себе, но и убережете своего любимца от многих несчастных случаев, причинами которых часто становятся неумеренное любопытство и общительность гриффонов.

Возьмите выполнившего команду щенка за ошейник и отведите немного в сторону.

Вновь угостите щенка лакомым кусочком. Это приучит собаку к тому, что сразу после подзывания хозяин отводит ее в другое место.

Если щенок не спешит выполнять вашу команду, сопроводите ее громким хлопком в ладоши или принудите питомца сесть, опустив ему на круп ладонь и слегка надавив.

Если щенок, прекрасно понимая требование хозяина, все же отказывается выполнять команду, не наказывайте его. Однако и поощрять такое поведение нельзя. Даже если вы просто проигнорируете непослушание животного и сделаете вид, что ничего не произошло, то нанесете непоправимый вред воспитательному процессу. Щенок решит, что его поведение вполне допустимо, и будет продолжать отказываться выполнять команды, понимая, что никакого наказания за этим не последует.

Единственным правильным выходом из сложившейся ситуации будет следующий: сделайте вид, что вы больше не обращаете никакого внимания на своего любимца и начните двигаться в противоположную от него сторону. Увидев, что хозяин уходит, щенок побежит следом. Когда он приблизится, не ругайте его, ведь питомец в конечном итоге выполнил вашу команду. Угостите его лакомством и приласкайте.

Приучение к чистоте должно стать следующим этапом воспитания гриффона. Маленькие щенки, как правило, мочатся каждые три часа, поэтому вам нужно будет внимательно следить за их поведением на протяжении всего дня. При попытке щенка испражниться (обычно он начинает суетиться) отнесите его на отведенное для туалета место, похвалите, дайте лакомство.

Не следует наказывать щенка, если он испачкает пол или ковер, лучше постарайтесь спокойно выразить свое недовольство и впредь следите за поведением собаки более внимательно.

Не тыкайте щенка носом в испражнения – это бесполезно и глупо. Такое наказание вызовет страх и недоверие к вам. Будьте терпеливы, и малыш скоро все поймет.

Выводя щенка на улицу, хвалите его, если он сходит в туалет, или поощряйте лакомством.

Следующим этапом воспитания должно стать приучение к выполнению команды «Фу!». Эта команда потребуется в случае, если щенок будет делать что‑либо непозволительное – портить вещи, подбирать мусор с земли на прогулке и т. п. Увидев, что щенок взял что‑то ненужное, сразу же отнимите это у него и четко произнесите «Фу!», но старайтесь не переходить на крик. Если щенок вновь схватит отнятую у него вещь, вновь заберите ее и повторите команду более строгим голосом; при этом можно слегка хлопнуть его по морде отнятым у него предметом. Постарайтесь не злоупотреблять командой «Фу!», иначе щенок перестанет воспринимать ее и не будет подчиняться.

Обучение щенка команде «Сидеть!»

С 2–2,5 мес можно приучать щенка к выполнению команды «Сидеть!». Сделать это вы можете следующим образом: подзовите к себе щенка и покажите ему кусочек лакомства. Руку с лакомством поднимите вверх и отведите так, чтобы щенок мог его увидеть только сидя. Как только щенок сядет, скажите «Сидеть!», похвалите щенка и сразу же дайте ему лакомство. Если щенок не садится, слегка нажмите на его спину.

Повторяйте это упражнение ежедневно, но не более 2–3 раз, иначе щенок устанет и не будет слушаться. Гриффоны обычно быстро привыкают к выполнению этой команды и садятся, даже если в руке хозяина нет лакомства. Однако в первые месяцы все же рекомендуется каждый раз, когда щенок выполнит команду, давать ему что‑нибудь вкусное.

После того как щенком будет хорошо усвоена команда «Сидеть!», можно учить его команде «Лежать!». Не старайтесь научить питомца сразу двум командам, так как он будет постоянно путаться и обучение будет более медленным.

Обучение щенка команде «Лежать!»

Для обучение щенка команде «Лежать!» подзовите его и, держа в руке кусочек лакомства, опустите руку вниз. Щенка в этот момент нужно придерживать за ошейник, стараясь заставить его лечь. Когда он ляжет, дайте ему лакомство, скажите «Хорошо!» и снова повторите команду. Такие тренировки проводите ежедневно, пока щенок не станет ложиться без лакомства.

К 4 мес щенка рекомендуется обучить команде «Покажи зубы!». Выполнение этой команды будет очень полезно при осмотре зубов собаки и проведении различных гигиенических процедур. Если собака не обучена этому приему, она будет сопротивляться осмотру ротовой полости, который очень важен для оценки формирования прикуса, чистки зубов, лечения и др.

Для обучения щенка этой команде посадите его рядом с собой, скомандуйте «Покажи зубы!» и, придерживая обеими руками верхнюю и нижнюю челюсти, осторожно раскройте ему рот. После этого обязательно дайте щенку лакомство, погладьте его и похвалите. Тренировать щенка таким образом следует ежедневно.

Приучение к ошейнику следует начинать с 1,5‑2‑месячного возраста, предварительно дав собаке обнюхать новый предмет, чтобы она не испугалась этой процедуры. Первый раз наденьте ошейник на щенка за несколько минут до кормления, желательно в процессе игры, незаметно. Во время кормления щенок занят пищей и меньше реагирует на ошейник.

После кормления желательно вынести щенка на улицу на руках и отпустить побегать в подходящем для этого месте. Играть со щенком можно только после того, как он несколько раз помочится, так как малыши за один раз не могут освободиться от кала и мочи.

После возвращения домой следует снять ошейник и надеть вновь перед следующим кормлением.

После неоднократного повторения этой процедуры (обычно к 3–4 мес) ошейник будет ассоциироваться с кормлением и прогулками.

Далее можно начинать приучение к поводку. Для маленького гриффона нужно выбрать достаточно длинный поводок, сделанный из веревки или прочной тесьмы.

Ошейник для щенка должен быть, как правило, мягким, легким и свободным, чтобы не сдавливать шею.

Дайте щенку понюхать поводок и незаметно пристегните к ошейнику. Затем отойдите от щенка, чтобы заставить его следовать за вами с волочащимся поводком.

Повторив это несколько раз, отстегните поводок, а через некоторое время пристегните вновь. Через несколько дней щенок привыкнет к поводку и не будет его бояться.

Поводок нужно постепенно укорачивать. Если гриффон сопротивляется, поощряйте питомца лакомством. Старайтесь не допускать, чтобы щенок играл с поводком или грыз его. Ни в коем случае нельзя использовать поводок для наказания щенка.

Во время дрессировки ни в коем случае нельзя бить гриффона. Причиняя собаке боль, вы разрушите доверительные отношения, которые у вас с ней сложились. Запуганная собака часто ведет себя неадекватно, кусается, царапается, портит вещи. В то же время не наказываете гриффона слишком мягко, так как это не даст никакого результата для воспитания.

Лучший способ наказать собаку – сделать ей выговор, показать, что вы не довольны его поведением. Осознав связь между своим проступком и возмущением хозяина, щенок в будущем не станет совершать действия, которые вызвали осуждение.

Как бы ни была умна собака, она не в силах с первого раза выучить команду. Для достижения желаемого результата щенка нужно дрессировать долгое время. Постарайтесь не терять терпения, даже если ваш гриффон ведет себя совершенно не так, как вы ожидаете. Если вы наказываете животное, но видите, что его поведение не изменилось в лучшую сторону, понаблюдайте за ним, возможно, вы наказываете не за тот проступок.

Если собака ведет себя в соответствии с вашими требованиями и послушно выполняет команды, обязательно поощряйте ее. Это увеличит вероятность того, что животное и дальше будет совершать только те действия, которые вызвали одобрение хозяина.

В качестве поощрения можно использовать кусочки пищи или похвалу. Лакомство, которое вы даете питомцу, не должно быть все время одинаковым, так как повторяющаяся награда постепенно перестает казаться желанной. Меняя ее, вы делаете дрессировку более приятной и интересной. По наблюдениям специалистов, поощрение – лучший способ формирования поведения животного.

Для щенка важно общение с другими собаками

Не забывайте, что игра является важнейшим моментом в развитии и воспитании щенков всех пород. Исторически сложилось так, что все травоядные, вне зависимости от их размеров и комплекции, постоянно вынуждены были спасаться от охотившихся на них хищников. Соответственно, времени и сил на игры у них не оставалось. Плотоядные животные, к которым относятся и собаки, напротив, не чувствуя угрозы со стороны других животных, могли позволить себе игры, во время которых молодые особи учились охотиться и сражаться с соперниками.

В настоящее время подавляющему большинству породистых собак не приходится добывать себе пищу на охоте, но тем не менее игра по‑прежнему остается важной частью их жизни. Для воспитания щенка большое значение имеют не только игры со сверстниками, но и общение со взрослыми собаками, от которых он может многому научиться.

Лишив щенка возможности общаться, вы тем самым оказываете негативное влияние на его поведение. Подросший пес не будет проявлять интерес к другим собакам, и вполне возможно, у него снизится способность к воспроизведению потомства.

В процессе игры очень легко научить гриффона еще одной полезной команде.

Вы должны подобрать вашему щенку несколько игрушек, которые будут служить ему не только для забавы и формирования зубов, но и для отработки команды «Апорт!».

Во время игры с вашим питомцем отбросьте одну из его игрушек на небольшое расстояние, дождитесь, когда щенок обратит на нее внимание, и дайте команду «Апорт!».

Как только щенок возьмет игрушку в зубы, скомандуйте ему: «Ко мне!». После того как он подойдет к вам, похвалите его и дайте ему лакомство.

Чтобы щенок отдал вам принесенный им предмет, возьмите в руку другую игрушку, отвлекая внимание питомца от первой и сопровождая свои действия командой «Дай!».

Когда щенок бросит игрушку, снова похвалите его. Затем бросьте вторую игрушку и снова скомандуйте: «Апорт!»

Команда «Апорт!» очень важна для дальнейшей дрессировки, она позволяет научить собаку послушанию и выработать у нее уважение к хозяину. Регулярно закрепляйте выполнение этой команды во время очередных прогулок с собакой в лесу или в парке. Вы можете использовать для этого самые разные предметы: палки, прутики, пластиковые бутылки, носовой платок.

Всегда надо помнить о необходимости сочетания команды «Апорт!» с командой «Дай!» – они должны обязательно следовать друг за другом. Следите также и за тем, чтобы после получения команды щенок не отвлекался от ее выполнения, заигравшись с предметом, который ему надлежит принести вам. Собаке следует непременно показать лакомство до того, как она с зажатой в зубах игрушкой приблизится к вам. Применяя же силовое воздействие на своего подопечного, стремясь забрать у него из пасти предмет, не переусердствуйте, иначе вы можете нанести щенку весьма болезненную травму.

Отрабатывая со щенком команды «Сидеть!», «Стоять!» и «Лежать!», многие владельцы допускают одни и те же ошибки:

› команда дается после физического воздействия;

› сильный рывок поводка и грубый нажим;

› команда дается из одной и той же позы и в одинаковых обстоятельствах;

› слишком продолжительные тренировки.

При обучении команде «Апорт!» типичны следующие ошибки:

› щенок держит игрушку в пасти слишком долго;

› игрушка отбирается;

с причинением боли;

› лакомство показывается щенку слишком рано;

› команда «Апорт!» заменяется командой «Дай!»;

› щенку разрешается играть со специальным предметом для апортирования.

Нельзя заниматься обучением щенка гриффона, когда он голоден или только что поел. В первом случае он будет невнимателен, а лакомства воспримет просто как еду, а не как поощрение. Во втором случае гриффон будет вялым и не станет слушаться.

Начинать обучение щенка командам нужно с помощью лакомств, а с 3‑месячного возраста следует переходить на метод механического воздействия, так как рефлекс, выработанный с помощью угощения, менее стоек, чем полученный с помощью воздействия руки.

В будущем нужно сочетать эти методы, добавляя к механическим воздействиям лакомство в том случае, когда это необходимо.

В качестве лакомства для вашего питомца можно использовать сухарики, сыр, кусочки сырого или вареного мяса, изредка вареную печень.

Для закрепления каждой из команд требуется не менее 12 повторов с использованием разнообразных ситуаций. Естественно, что такой большой нагрузке нельзя подвергать щенка в один день.

При дрессировке вашего питомца вы должны соблюдать баланс между строгостью и поощрением. Излишняя суровость вредна при обучении, но если вы избалуете щенка, вам придется обращаться к опытному дрессировщику для коррекции поведения вашей собаки.

Название книги – Гриффоны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *