Специальный курс дрессировки (СКД) — Дрессируем собаку

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС ДРЕССИРОВКИ (СКД)

Целью специальной дрессировки является выработка у собаки навыков, необходимых для определенного вида службы. Для каждого отдельного вида службы у собаки вырабатывают специальные навыки. К специальной дрессировке приступают после того, как собака освоит общий курс дрессировки.

Важно определить, по какому специальному курсу целесообразно дрессировать собаку. Например, собаку с хорошо выраженной активно‑оборонительной реакцией и острым слухом имеет смысл дрессировать по куру защитно‑караульной или разыскной службы.

В процессе определения пригодности собаки к тому или иному виду специальной службы необходимо учитывать следующие факторы:

– породу и экстерьер;

– возраст, рост, физическое состояние;

– преобладающую реакцию и темперамент;

– состояние здоровья.

Начинающему собаководу‑любителю эта задача не по силам, поэтому, чтобы правильно выбрать вид специальной дрессировки, необходимо проконсультироваться с инструктором, у которого ваша собака проходила общий курс дрессировки.

Специальная дрессировка собак организуется клубами служебного собаководства. Для дрессировки организуются группы в составе 10 дрессировщиков с собаками.

Очень важным моментом в специальной дрессировке собак является место проведения занятий. Некоторые навыки могут отрабатываться на дрессировочной площадке, однако основные упражнения требуют иных условий дрессировки. Например, приучение собак к следовой работе должно проводиться в местах, не заслеженных людьми и животными, вдали от сильных отвлекающих раздражителей.

Не менее важную роль играет подготовка инструктора. Инструктор должен, руководствуясь программой занятий, составить поурочный план каждого занятия. Перед каждым занятием необходимо провести подготовку – выбрать и проинструктировать помощников, подготовить необходимый инвентарь.

При специальной дрессировке собак используется инвентарь, применяемый при общей дрессировке, а также дрессировочный костюм, дрессировочное пальто, дрессировочный рукав и шлейка.

В начале занятия следует определить цель тренировки. Затем инструктор должен рассказать дрессировщикам о методах и приемах выработки того или иного навыка. После этого приступают к групповым, а затем к индивидуальным упражнениям. Основное внимание уделяется правильной методике специальной дрессировки. Сложные приемы должны отрабатываться по элементам. В конце занятия инструктор подводит итоги, отмечает ошибки дрессировщиков, рассказывает о том, как избежать их в дальнейшем, а также дает задание на подготовку к следующему занятию.

Дрессировка собак для защитно‑караульной службы (ЗКС)

Навыки защитно‑караульной службы собаки включают в себя:

– охрану вещей;

– защиту владельца (дрессировщика);

– окарауливание и конвоирование человека;

– обыск местности;

– выборку вещей.

Наиболее подходящими породами собак для обучения защитно‑караульной службе являются немецкая овчарка, колли, ротвейлер, эрдельтерьер. Собака должна быть крупной, крепкой, с хорошим обонянием и слухом, в возрасте не старше 3 лет.

К специальным навыкам защитно‑караульной службы относятся следующие:

– выборка вещи по индивидуальному запаху человека; с о\ amp;;

– обыск местности;

– охрана вещей;

– недоверчивость к посторонним людям;

– навыки задержания, охраны, окарауливания и конвоирования человека;

– защита владельца.

Выборка вещи по индивидуальному запаху человека

Приучение собаки к выборке вещей по запаху владельца проводится в следующих целях:

– выработка у животного навыка принюхиваться по команде «Нюхай!»;

– приучение к четкому дифференцированию индивидуальных запахов;

– приучение выбирать вещь по индивидуальному запаху и подносить ее дрессировщику.

Условными раздражителями при выработке данных навыков являются команда «Нюхай!» и жест (выбрасывание правой руки в сторону предметов, подготовленных для выборки), вспомогательными условными раздражителями – апортировочный предмет, команда «Апорт!», похвала, безусловными – поглаживание и лакомство.

Выработка этого навыка должна начинаться до развития у собаки агрессии и после выработки навыков подхода к дрессировщику, посадки и апортировки.

На начальном этапе дрессировки необходимо выработать навык выбирать вещи по запаху дрессировщика. Для этого используется апортировочный предмет дрессировщика. Помощник дрессировщика на открытом месте при отсутствии сильных посторонних запахов и других отвлекающих раздражителей раскладывает несколько вещей, похожих на апортировочный предмет (например, деревянные палки) дрессировщика, в один ряд на расстоянии 25–30 см друг от друга. Предметы заготавливаются заранее и раскладываются пинцетом. Разложив предметы, помощник уходит.

Дрессировщик сажает собаку на расстоянии 4‑5 шагов от предметов и дает ей понюхать свой предмет. Для этого он левой ладонью обхватывает морду собаки таким образом, чтобы она не могла открыть пасть, а правой рукой подносит к ее носу свой предмет и держит его на расстоянии 3‑4 см, произнося при этом команду «Нюхай!».

 

Если собака начинает принюхиваться, дрессировщик поощряет ее похвалой и лакомством. После этого он подходит к разложенным предметам и незаметно для животного кладет свой предмет рядом с остальными. Вернувшись к собаке, дрессировщик с помощью команды «Нюхай!» и жеста побуждает собаку приступить к выборке и наблюдает за ее действиями. За правильную выборку он поощряет собаку лакомством и похвалой. Следует отметить, что лакомство необходимо давать левой рукой, а брать выбранный предмет – правой.

В случае если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик повторяет команду «Нюхай!» с более строгой интонацией. Если собака, обнюхав нужный предмет, не берет его, дрессировщик подает команду «Апорт!».

На протяжении одного занятия выборка проводится не более 4 раз. После того как животное научится безошибочно определять предмет дрессировщика среди предметов одного помощника, упражнение необходимо усложнить – раскладываются различные по форме предметы (перчатки, носовые платки, рукавицы).

Если в процессе выборки собака не проявляет активности, выбираемую вещь подбрасывают к разложенным предметам у нее на глазах, а команду «Нюхай!» подкрепляют командой «Апорт!». Если собака выбирает то одну, то другую вещь, дрессировщик берет ее на поводок, подводит к своему предмету и командами «Нюхай!» и «Апорт!» побуждает взять нужный предмет. При попытке собаки взять другой предмет используется команда «Нельзя!». Правильная выборка поощряется лакомством и поглаживанием.

После того как собака научится безошибочно определять предмет дрессировщика из 4 предметов одного помощника, число помощников нужно постепенно увеличивать. После нескольких занятий, когда навык будет закреплен, переходят ко второму этапу дрессировки.

Целью второго этапа дрессировки является выработка у животного навыка выборки вещей любого другого человека. Для этого помощник раскладывает 3‑4 своих предмета в ряд на расстоянии 25–30 см друг от друга.

Другой помощник кладет в этот же ряд один свой предмет, а второй оставляет в 3‑4 шагах от остальных. Затем к месту выборки подходит дрессировщик с собакой. Посадив животное рядом с оставленным в стороне предметом и взявшись правой рукой за один из его концов, другим концом подносит его к носу животного и подает команду «Нюхай!».

После того как собака обнюхала предмет, его отбрасывают назад. Это делается незаметно для собаки. После этого дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом правой руки в сторону предметов отправляет собаку на выборку. Если она не берет обнаруженный по запаху предмет, дрессировщик подает команду «Апорт!». При попытке взять не тот предмет подается команда «Нельзя!». Правильная выборка поощряется лакомством.

Постепенно упражнение усложняют. Помощники дрессировщика меняются, увеличивается количество раскладываемых предметов, используются вещи разной формы, размера и материала. Перед выборкой нового предмета собаке дают его хорошо обнюхать.

С целью развития чутья у собаки дрессировщик приучает ее к выборке предметов с ослабленным запахом помощника. Для этого основной помощник кладет свой предмет среди предметов других помощников, а 2‑3 вещи раскладывает на расстоянии 4‑4,5 м от основного ряда. Эти предметы используются для выборки поочередно с промежутком 5‑10 мин. Они подкладываются в основной ряд с помощью пинцета каждый раз на другое место.

В дальнейшем выборка производится не только на дрессировочной площадке, но и в местах, где присутствуют отвлекающие раздражители.

При выработке навыка выборки вещи по запаху возможны следующие ошибки дрессировщика:

– проведение первых занятий в местах с большим количеством посторонних отвлекающих раздражителей;

– продолжительная работа с вещами одного помощника;

– использование предметов с наличием посторонних запахов;

– слишком частые наводящие действия дрессировщика при контрольной выборке (злоупотребление командами).

Обыск местности

Приучение собаки к обыску местности проводится с целью выработки у животного навыка производить обыск местности по команде «Ищи!», а также навыка зигзагообразного обыска местности с нахождением предметов помощника и подноса этих предметов дрессировщику.

Условными раздражителями при выработке данного навыка являются команда «Ищи!» и жест (выбрасывание правой руки в направление посыла собаки на обыск), вспомогательными условными раздражителями – команды «Апорт!», «Дай!», «Нельзя!», безусловными – лакомство, поглаживание, апортировочные предметы.

Для приучения собаки к обыску местности у нее обязательно должен быть выработан навык апортировки. Занятия должны проводиться на открытой местности в безветренную погоду при отсутствии сильных отвлекающих раздражителей.

Дрессировщик раскладывает 3 апортировочных предмета таким образом, чтобы они располагались в форме треугольника на расстоянии 20–25 м друг от друга. Затем, взяв собаку на поводок, дрессировщик выходит на середину той границы участка, которая позволяет стоять лицом к участку против ветра, подает команду «Ищи!» и посылает собаку на обыск местности, предварительно дав ей обнюхать свой предмет. Дрессировщик следует за собакой, побуждая ее двигаться зигзагом, для чего, помимо команды, делает жест правой рукой. Если собака не поднимает найденный предмет, дрессировщик подает команду «Апорт!». Подача предмета дрессировщику поощряется похвалой и лакомством. Упражнение повторяется 2‑3 раза.

Если животное правильно выполняет все команды и проводит зигзагообразный поиск, дрессировщик переходит к работе с помощником. На таких занятиях вещи, предназначенные для поиска, раскладываются помощником. При этом помощник раскладывает не три, а четыре предмета. Четвертый он оставляет вблизи места, откуда дрессировщик будет посылать собаку на обыск местности. Перед тем как послать собаку на обыск, дрессировщик дает ей обнюхать этот предмет. В процессе обыска дрессировщик идет по средней линии участка, направляя собаку. Если животное проходит мимо искомых предметов, дрессировщик жестом указывает нужное направление.

Впоследствии условия дрессировки усложняются. Обыскиваемые участки увеличивают до 100 х 150 м, расстояние между искомыми предметами – до 70 м. Дрессировщик постепенно переходит к работе без поводка. Обыск местности производится без предварительного обнюхивания предметов.

В процессе выработки данного навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

– проведение занятий на одной и той же местности, в результате чего животное привыкает к поиску в данных условиях;

– использование однотипных искомых предметов, что вызывает растерянность собаки при использовании предметов, отличающихся от предыдущих;

– раскладка вещей в одних и тех же местах.

Охрана вещи

Приучение собаки к охране вещи проводится с целью выработки у животного навыка нахождения в состоянии настороженности на протяжении длительного времени по команде «Охраняй!».

Условным раздражителем при выработке данного навыка является команда «Охраняй!», вспомогательными условными раздражителями – команды «Место!», «Лежать!», «Нельзя!», безусловными – охраняемый предмет, поглаживание, лакомство.

При выработке данного навыка необходимы следующие навыки общего курса дрессировки:

– укладка собаки с выдержкой;

– возвращение на место.

Кроме того, у собаки должны быть выработаны агрессия и недоверие к посторонним.

Для занятий выбирается такое место, где имеется возможность привязать собаку и отсутствуют отвлекающие раздражители. На начальном этапе дрессировки используют хорошо знакомую собаке вещь.

 

Привязав собаку на цепь, дрессировщик подает команду «Лежать!» и кладет около ее передних лап предмет таким образом, чтобы она могла его достать. Затем дрессировщик подает команду «Охраняй!» и становится рядом с собакой. Через некоторое время из укрытия выходит помощник и несколько раз проходит мимо собаки в разных направлениях.

Если собака сразу проявляет агрессию, дрессировщик корректирует ее поведение командами «Лежать!» и «Место!». Если животное спокойно лежит у предмета, помощник подходит ближе и имитирует попытку взять предмет. При этом дрессировщик подает команду «Охраняй!».

В случае проявления агрессии собаку поощряют лакомством и похвалой. Помощник уходит и прячется в укрытии. После того как животное успокоится, упражнение повторяется 2‑3 раза.

При необходимости усилить агрессию помощник совершает попытки взять вещь левой рукой, а правой замахивается на собаку или наносит легкие удары жгутом.

Для выработки у собаки навыка длительной охраны вещи дрессировщик берет ее на длинный поводок, подает команды «Место!», «Охраняй!», после чего отходит назад на расстояние 3‑4 шагов. Если собака делает попытки отойти от вещи или проявляет агрессию по отношению к помощнику, дрессировщик подает команду «Место!» и легким рывком поводка побуждает животное вернуться на положенное место.

Для того чтобы приучить собаку к самостоятельной охране вещи, дрессировщик на занятиях постепенно отходит все дальше и прячется в укрытии. При попытках собаки последовать за дрессировщиком подается команда «Место!». Выдержка собаки поощряется лакомством и похвалой.

Далее помощник пытается отвлечь собаку от охраняемого предмета лакомством. Подойдя к собаке и произнеся ее кличку, помощник бросает в сторону лакомство и пытается взять предмет. При попытках собаки взять лакомство помощник наносит удар прутом, а дрессировщик подает команду «Взять!».

После того как собака привыкнет охранять определенную вещь, для охраны начинают использовать различные по форме и размеру вещи.

Для достижения оптимального эффекта рекомендуется работа дрессировщика с двумя помощниками. В этом случае помощники подходят к животному с разных сторон и поочередно совершают попытки взять охраняемый предмет.

Навык считается выработанным, если собака в течение продолжительного времени настороженно охраняет вещь, не проявляет агрессию по отношению к спокойно идущему помощнику, не берет лакомство, предлагаемое помощниками.

В процессе выработки данного навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

– чрезмерное развитие агрессии у собаки приводит к тому, что собака нападает на спокойно идущего помощника, отвлекаясь от охраны вещи;

– уход дрессировщика в укрытие или на большое расстояние без достаточно закрепленного навыка охраны вещи, что провоцирует попытки ухода за дрессировщиком;

– частое использование команды «Нельзя!» в то время, когда помощник предлагает животному лакомство, что затормаживает активную охрану вещи.

Развитие агрессии у собаки. Задержание, охрана, конвоирование человека. Защита дрессировщика

Выработка данных навыков производится в следующих целях: – развитие недоверия и агрессии по отношению к посторонним людям;

– выработка навыка нападения по команде «Взять» и жесту дрессировщика;

– воспитание выдержки и продолжительной настороженности при охране задержанного человека на месте и в движении;

– приучение собаки к защите дрессировщика.

Условными раздражителями при выработке данного навыка являются команда «Взять!» и жест (выбрасывание правой руки в сторону помощника), вспомогательными условными раздражителями – команда «Нельзя!», похвала, безусловными – помощник, удары жгутом или прутом.

Для выработки данного навыка необходимы следующие навыки общего курса дрессировки:

– движение рядом с дрессировщиком;

– посадка с выдержкой до 5 мин;

– прекращение нежелательных действий по команде «Нельзя!». Дрессировка начинается с развития у собаки смелости, агрессии и недоверия к посторонним. На начальном этапе выбирают привычное для животного место или участок, лишенный посторонних раздражителей. Недалеко от места проведения занятия должно находиться укрытие для помощника.

Перед началом занятия помощник в специальном костюме прячется в укрытие, а дрессировщик привязывает собаку на цепь. Затем по условному сигналу дрессировщика помощник выходит из укрытия и приближается к собаке. Дрессировщик подает команду «Взять!» и, если собака проявляет агрессию, поощряет ее лакомством и похвалой.

Затем помощник нападает на собаку и наносит ей легкие удары жгутом вдоль туловища. Дав собаке некоторое время потрепать жгут, помощник бросает его и убегает в укрытие. В момент борьбы собаки с помощником дрессировщик несколько раз повторяет команду «Взять!».

Помощник не должен делать сильных ударов жгутом, в противном случае у собаки может выработаться пассивно‑оборонительная реакция.

Если собака не проявляет должной агрессии, помощник различными способами провоцирует ее. Дрессировщик подает команду «Взять!» и жестом в сторону помощника побуждает собаку проявить агрессию. Проявления агрессии сразу же поощряются.

Следует учитывать, что у многих собак, в основном у флегматиков, агрессия проявляется при защите корма. Для этого перед находящейся на привязи собакой ставят миску с кормом (собака должна быть голодной). Как только собака начинает есть, появляется помощник и пытается отогнать ее от корма. В это время дрессировщик командами «Охраняй!» и «Взять!» побуждает собаку к агрессивным действиям.

После того как собака перестанет бояться ударов и научится нападать на помощника, ее приучают к хватке с перехватом. Для этого помощник при нападении на собаку держит по тряпке в каждой руке.

Как только собака схватит одну из тряпок, помощник наносит ей легкий удар другой. В дальнейшем тряпки заменяют на дрессировочные рукава.

Выработка хватки с перехватом производится при задержании помощника. К выработке этого навыка приступают лишь после того, как у собаки выработан навык на команду «Взять!». Помощник обязательно должен быть в дрессировочном костюме и держать в руке жгут или прут.

Дрессировщик берет собаку на короткий поводок, помощник, вызвав у собаки агрессию, убегает. Дрессировщик подает собаке команду «Взять!» и вместе с ней преследует помощника. В тот момент, когда собака догоняет помощника, он замедляет бег и, сделав пол‑оборота, выставляет навстречу собаке рукав дрессировочного костюма.

Если собака схватила рукав, помощник тянет его на себя, чтобы усилить хватку. Затем он делает в сторону собаки два шага и заносит над ее головой для нанесения удара другой рукав. Животное, видя приближающийся рукав и не ощущая сопротивления со стороны ослабленного, хватает другой рукав. По команде дрессировщика помощник прекращает борьбу, собаку поощряют и затем повторяют упражнение 3‑4 раза.

Если собака после прекращения борьбы не отпускает помощника, дрессировщик подает команду «Нельзя!» и делает умеренно сильный рывок поводком.

Затем, посадив собаку около спокойно стоящего помощника, дрессировщик подает команду «Охраняй!» и следит за поведением животного. Попытки напасть на помощника пресекаются командой «Нельзя!» и рывком поводка.

Если же собака сохраняет выдержку в течение 30–40 с, дрессировщик подает команду «Шагом марш!» и конвоирует помощника, следуя за собакой.

Попытки напасть на помощника пресекаются рывком поводка и командой «Рядом!».

При попытках помощника бежать собаке подается команда «Взять!». Пройдя таким образом 100–150 м, дрессировщик передает помощника третьему лицу, отводит собаку в сторону и выгуливает.

Для приучения собаки к защите своего дрессировщика делают следующее. Дрессировщик выходит с собакой на поводке в определенное место.

Из укрытия появляется помощник и резко замахивается на дрессировщика одной рукой, а другой наносит удар собаке жгутом. Затем дрессировщик подает собаке команду «Взять!».

Если собака бросается на помощника, дрессировщик поощряет ее. После непродолжительной борьбы помощник берется под охрану.

На последующих занятиях нападение производится неожиданно во время конвоирования. С целью выработки у собаки смелости перед нападением помощника на собаку дрессировщик прячется в укрытие, но наблюдает за ее действиями и при необходимости подает команду «Взять!».

Затем собаку приучают к задержанию убегающего человека. Для этого помощник побуждает собаку к нападению на расстоянии 20 м, а затем собака по команде «Взять!» направляется на задержание без поводка. Затем расстояние постепенно увеличивают.

С целью выработки у собаки длительной выдержки при охране задержанного помощника дрессировщик сажает собаку рядом с помощником и подает команду «Охраняй!», постепенно отходя и затем прячась в укрытии. При необходимости дрессировщик подает команды «Сидеть!», «Место!», «Нельзя!».

Выработка длительной настороженности достигается тем, что помощник внимательно следит за собакой и, если она отвлекается на посторонние раздражители, наносит ей удар или пытается убежать. Нападение собаки на убегающего помощника поощряется похвалой.

Защитно‑караульная собака должна спокойно относиться к выстрелам и другим звуковым раздражителям. Данный навык вырабатывается в период общей дрессировки.

При подготовке собак к защитно‑караульной службе выстрелы начинают производить лишь после того, как собака начнет преследовать убегающего или нападать на него.

На начальном этапе выстрелы производятся на расстоянии 70‑100 м от животного, затем это расстояние постепенно сокращается. Если в дрессировке участвуют два помощника, первые выстрелы производятся в момент нападения собаки на первого помощника, когда все ее внимание сосредоточено на нем. Если после выстрела собака менее активно нападает на помощника, дрессировщик подает команду «Взять!», а помощник наносит ей легкие удары жгутом.

В случае если собака бежит в сторону выстрела, дрессировщик подает команду «Нельзя!» и делает рывок поводком, а помощник нападает на нее, переключая тем самым ее внимание на себя. На последующих занятиях выстрелы производит дрессировщик, сначала когда собака бежит к нему, а затем когда она находится рядом с дрессировщиком при нападении на него помощника.

Помощник стреляет в момент нападения собаки, подставляя ей для захвата руку, в которой находится оружие. На завершающем этапе помощник и дрессировщик стреляют поочередно.

При выработке данного навыка возможны следующие ошибки:

– нанесение собаке слишком сильных ударов, в результате чего у нее может выработаться пассивно‑оборонительная реакция;

– использование одного и того же костюма помощника, что вызывает у животного ассоциативную связь с преследованием человека в костюме определенного вида;

– продолжительная работа с одним и тем же помощником, что вызывает агрессивную реакцию только на этого человека.

Требования к собакам защитно‑караульной службы

После окончания курса подготовки к защитно‑караульной службе собака должна:

– после обнюхивания предмета по команде «Нюхай!» самостоятельно выбирать вещь помощника среди вещей другого помощника и подносить ее дрессировщику;

– по команде «Ищи!» и направляющему жесту рукой активным зигзагообразным поиском обыскивать участок местности, обнаруживать на нем три заранее разложенные вещи и подносить их дрессировщику;

– по команде «Охраняй!» настороженно охранять и защищать от помощника вещь, не отходя от нее, и не брать корм из рук помощника, а также корм, подбрасываемый на землю;

– по команде «Взять!» и направляющему жесту рукой нападать и задерживать помощника, проявлять крепкую хватку с перехватом, быть бдительной при обыске, охране и конвоировании задержанного;

– защищать дрессировщика;

– задерживать людей, совершающих попытки бегства при конвоировании.

Дрессировка собак для разыскной службы (РС)

Основная цель назначения разыскных собак – розыск людей по запаховому следу, задержание и конвоирование задержанных. Кроме того, такие собаки используются для обыска местности и помещений с целью обнаружения спрятавшихся людей, а также их вещей и следов, для сторожевой службы, для выборки человека и вещи.

В отличие от собак, обученных сторожевой службе, разыскные собаки могут прорабатывать не только свежие следы, но также следы средней и большой давности (до 15 ч со времени проложения следов) на большом расстоянии (до 30 км). Именно поэтому подготовка собак к разыскной службе требует от дрессировщика больше времени и настойчивости, чем подготовка к другим видам службы.

Наиболее подходящей для разыскной службы является немецкая овчарка. Кроме того, успешно обучаться разыскной службе могут эрдельтерьер, колли, ротвейлер и собаки других пород, однако следует учитывать, что они обладают меньшими способностями к данному виду службы.

Собаки, отбираемые для обучения, должны быть физически развитыми, выносливыми, обладать хорошим зрением, слухом и обонянием. Следует отметить, что проходить курсы подготовки к разыскной службе могут собаки в возрасте до 3 лет. с о\ amp;;

Дрессировщики и помощники должны быть особенно внимательными, выдержанными и терпеливыми. От них также требуется знание основ теории и практики дрессировки собак.

К специальным навыкам разыскных собак относятся следующие:

– агрессия;

– задержание человека;

– охрана человека и вещи;

– конвоирование;

– защита дрессировщика (владельца);

– выборка вещи по запаху человека;

– выборка человека по запаху его вещи или следа;

– поиск человека по запаховому следу;

– обыск местности и помещений;

– длительная настороженность на месте и в движении.

К дрессировке собак по курсу разыскной службы приступают лишь после того, как выработаны навыки общего курса дрессировки. На начальном этапе собак обучают выборке вещей и выборке человека по запаху его вещи. После этого переходят к развитию агрессии и задержанию человека, поиску человека по запаховому следу, обыску местности и помещений, сторожевке на месте и в движении.

Выборка вещи по запаху человека и выборка человека по запаху его вещи

Обучение собак выборке вещей по запаху человека на начальном этапе проводится по тем же принципам, что и собак защитно‑караульной службы.

На последующих занятиях дрессировщик использует более сложные приемы. Вещи, предназначенные для выборки, меняют чаще: используют предметы, различные по форме, размеру, материалу. Количество вещей с запахами различных людей увеличивают до 8 штук. Выбираемую вещь закладывают вещами других помощников.

После этого собаку приучают к последовательной выборке вещей нескольких помощников. Для этого на расстоянии 25–30 см друг от друга раскладывают вещи 2‑3 помощников. Затем дрессировщик пускает собаку на выборку вещей помощников поочередно (первого, второго, затем третьего). Перед тем как пустить собаку на выборку, дрессировщик дает ей обнюхать вторую вещь каждого из помощников, после чего выдерживается интервал продолжительностью 30–40 с.

Выборка вещей помощников проводится поочередно из разных групп вещей, для чего две группы раскладываются рядом. Периодически проводится контрольная выборка: собаку посылают на выборку к группе вещей, среди которых искомая вещь отсутствует.

К отработке навыка выборки человека по запаху его вещи приступают после того, как собака научится безошибочно выбирать вещь помощника из четырех вещей с запахами других людей.

Приучение собаки к выборке проводится с целью выработать у нее навык после обнюхивания вещи определенного человека обнюхивать группу людей и, безошибочно дифференцируя их индивидуальные запахи, находить хозяина этой вещи.

Условными раздражителями при выработке данного навыка являются команда «Нюхай!» и жест (выбрасывание правой руки в сторону группы людей), вспомогательным условными раздражителями – команды «Апорт!», «Дай!», «Нельзя!», похвала, безусловными – апортировочный предмет, помощник, лакомство.

Перед началом занятия 3‑4 помощника становятся в один ряд на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников кладет свою вещь на расстоянии 3‑4 шагов от группы и становится обратно. Остальные помощники держат в правой или левой руке вещи, аналогичные положенной.

После этого дрессировщик берет собаку на короткий поводок, подходит с ней к положенной в стороне вещи и дает собаке ее обнюхать, после чего поворачивает животное в противоположную от группы помощников сторону. Основной помощник поднимает вещь и становится в группу.

Дрессировщик подводит собаку к помощникам и подает команду «Нюхай!». В случае если собака тщательно обнюхивает вещь основного помощника и пытается схватить ее, помощник, сделав шаг вперед, выходит из группы и отдает ей вещь. Дрессировщик подает команду «Дай!», забирает у собаки вещь и поощряет ее лакомством.

Если собака, обнюхав вещь, не хватает ее, дрессировщик подает команду «Апорт!», а если она пытается взять вещь другого помощника – команду «Нельзя!».

 

На этапе закрепления навыка помощники прячут вещи в рукава или кладут в карманы, а собака, обнаружив искомый запах, вытягивает помощника из группы за рукав или другую часть одежды.

Для обучения малоактивных собак хватать выбираемого помощника за одежду помощник шевелит рукавом или краем куртки, а дрессировщик подает команду «Апорт!». На последующих занятиях основной помощник постоянно меняет свое месторасположение в группе. Подобная помощь оказывается собаке исключительно на первых занятиях, поскольку в противном случае у собаки может выработаться нежелательный навык выбирать человека не по запаху, а по движению одежды.

На последующих занятиях число помощников постепенно увеличивается до 6 человек. Основной помощник после обнюхивания собакой вещи не берет ее. Собака пускается на выборку без поводка. При выборке помощники занимают различные положения: стоят, сидят, лежат.

Впоследствии число помощников увеличивается до 8 человек. Выборка производится из группы людей, незнакомых собаке. Собаку приучают производить выборку в различных помещениях при наличии посторонних раздражителей.

После этого производится выборка помощников из одной и той же группы людей. Для этого перед посылом к выбору собака обнюхивает вещь выбираемого помощника. Выбираемый помощник в группу не возвращается.

Затем собаку приучают обнюхивать вещь с ослабленным запахом. Для этого вещи, используемые для обнюхивания, заранее кладутся в определенное место на несколько часов.

При выработке данного навыка возможны следующие ошибки дрессировщика:

– частая работа с одним помощником и размещение его в группе в одном и том же месте, в результате чего у собаки вырабатывается навык выборки знакомого помощника;

– однотипная одежда основного помощника или одежда, сильно отличающая его от других помощников, что приводит к тому, что собака производит выборку не по запаху, а по внешнему виду;

– частое использование помощником сигнальных движений при подходе собаки, что приводит к тому, что она производит выборку не по запаху, а по сигнальному движению.

Развитие у собаки агрессии. Задержание, охрана, конвоирование человека. Защита дрессировщика

Методика выработки данных навыков такая же, как и при подготовке собак к защитно‑караульной службе. Однако следует отметить, что у разыскных собак навыки должны быть более четкими и прочно закрепленными.

Поиск человека по следу и выборка человека со следа

Данный навык является основным в подготовке собак к разыскной службе. К его выработке приступают после того, как у собаки выработаны хорошее послушание, агрессия со стремлением преследовать убегающего помощника, а также способность к выборке вещей по запаху человека.

Приучение собаки к разыскной службе проводится с целью выработки у собаки навыка по командам «Нюхай!» и «След!» самостоятельно находить запаховый след человека, определять его направление, активно идти по следу и задерживать человека, проложившего след.

Условными раздражителями при выработке данного навыка являются команды «След!» и «Нюхай!», а также запах следа, вспомогательными условными раздражителями – похвала, жест рукой в сторону следа, апортировочный предмет, безусловными – помощник дрессировщика, легкие удары прутом или жгутом, лакомство.

Разыскная собака должна обладать развитым обонятельным анализатором.

Выработка навыка работы по следу условно подразделяется на два этапа. На первом этапе собаку приучают к заинтересованному поиску человека по его запаховому следу. На втором этапе собаку приучают прорабатывать след в сложных условиях.

Первые занятия проводят в местах с минимальным количеством посторонних раздражителей на местности с наличием кустов и деревьев. На начальном этапе используются контрольные, т. е. известные дрессировщику следы. Дрессировщик предварительно обговаривает с помощником, на какое расстояние и в каком направлении должен прокладываться след, а также какие вещи должны быть оставлены на следу.

След прокладывается при попутном ветре. После 10–12 занятий по контрольным следам вводят «слепые» следы (в данном случае направление и протяженность следов дрессировщику неизвестны). Контрольные следы теперь используются лишь при вводе новых упражнений.

Выделяют два основных метода приучения собаки к следовой работе.

Метод 1. Дрессировщик привязывает собаку и в стороне от нее дает указания помощнику, находящемуся в укрытии (за кустом или деревом), после чего возвращается к собаке и становится позади нее.

Помощник выходит из укрытия и подходит к собаке. Если собака проявляет агрессию, помощник ее не трогает. Если же она остается спокойной, он имитирует нападение и наносит несколько легких ударов жгутом или прутом. Дрессировщик подает команду «Взять!».

После этого помощник уходит в указанном дрессировщиком направлении, прокладывая след. В начале запахового следа помощник шаркающими движениям обозначает исходную точку следа, а затем убегает на расстояние 100–150 м от собаки таким образом, чтобы исчезнуть из ее поля зрения. Вначале помощник двигается по прямой линии, однако в конце следа закругляет ее и прячется в укрытии.

После непродолжительной выдержки дрессировщик берет собаку на длинный поводок и подводит ее к исходной точке запахового следа. Затем, подав команды «След!» и «Нюхай!» и сделав жест рукой в сторону следа, дрессировщик направляет собаку.

При использовании данного метода немаловажное значение имеет воздействие на собаку поводком. Не делая рывков, дрессировщик должен своевременно сокращать или увеличивать его длину. Если собака сбивается со следа, поводок укорачивают и ее направляют на след.

Если собака идет по следу не принюхиваясь, поводок пропускают от ошейника между передними лапами, чтобы было возможно заставить собаку наклонить голову и принюхаться.

Когда собака находит помощника, дрессировщик дает ей возможность напасть на него и потрепать за одежду (при этом дрессировщик держит собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник вырывается и убегает, прокладывая след, увеличивая его длину на 30–40 см.

Дрессировщик снова пускает собаку по следу. Таким образом упражнение повторяется 2‑3 раза. В конце занятия помощника задерживают и конвоируют.

Метод 2. Он применяется при дрессировке собак, заинтересованных в апортировке, а также агрессивных и собак с высоким порогом возбудимости. Суть его заключается в том, что дрессировщик посредством апортировочного предмета приучает собаку работать по своему следу, а затем по следу помощника.

Привязав собаку, дрессировщик берет в руку апортировочный предмет и подает команду «Апорт!», после чего делает движение рукой, в которой находится апортировочный предмет. Затем он отходит от собаки на расстояние 3‑5 шагов и шаркающими движениями ног отмечает начало запахового следа. Проложив след на расстояние 70‑100 м (сначала по прямой, а затем закруглив), дрессировщик в конце следа кладет апортировочный предмет, после чего возвращается к собаке по своему следу.

Затем дрессировщик берет собаку на длинный поводок, подводит к началу следа и, подав команды «След!» и «Нюхай!», жестом указывает на след. Стремление собаки побежать за апортировочным предметом поощряется похвалой. Затем дрессировщик снова подает команду «След!» и направляет собаку по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством. Затем упражнение повторяется 3‑4 раза.

После 3‑4 занятий собаку приучают к работе по следу помощника. Для этого в начале занятия дрессировщик привязывает собаку и кладет около нее апортировочный предмет. Помощник подходит к предмету, берет его в руки и показывает собаке. Отметив начало следа, он прокладывает след на расстояние 100–150 м, уходя из поля зрение собаки, затем в конце следа кладет предмет на землю и прячется в укрытие. Дрессировщик пускает собаку на след. За найденный предмет собака поощряется лакомством и похвалой.

Как только собака научится безошибочно прорабатывать след помощника и находить унесенные им предметы, начинают отрабатывать навык задержания. Перед этим проводятся занятия по развитию агрессии.

Задержанный в конце следа помощник убегает от собаки, прокладывая новый след. Собака снова пускается на след. Упражнение повторяется 3‑4 раза, после чего задержанный помощник конвоируется.

После того как собака научится хорошо принюхиваться и находить помощника по командам «Нюхай!» и «След!», команду «Нюхай!» используют все реже, применяя ее лишь в случае, если собака сбивается со следа.

Впоследствии работа по следу постепенно усложняется. На каждом занятии протяженность следа увеличивается на 30–50 м, а его давность доводится до 5 мин. После этого у собаки вырабатывают навыки обнаружения и проработки запахового следа, а также обыска местности.

Для этого дрессировщик берет собаку на длинный поводок, приводит в район следа и за 40 м от него пускает ее на обыск местности по команде «Ищи след!», после чего побуждает ее обнаружить и проработать след. Кроме того, вырабатывается навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи, принадлежащей помощнику, проложившему след. С этой целью перед тем, как пустить собаку на след, дрессировщик дает ей обнюхать вещь помощника, проложившего след. После того как собака научится безошибочно определять след основного помощника, рядом с ним прокладывает запаховый след другой человек, незнакомый собаке. При попытке собаки пойти по другому следу дрессировщик подает команду «Нельзя!» и с помощью поводка направляет собаку на искомый след.

Усложняя упражнение, при прокладывании следа вводят различные углы (прямые, тупые, острые). В процессе приучения собаки к проработке углов дрессировщик перед поворотом чуть придерживает ее поводком.

Кроме того, собаку приучают находить вещи и подносить их дрессировщику. Если собака находит вещь и подносит ее дрессировщику, он поощряет ее лакомством и похвалой. В случае если она проходит мимо вещи, дрессировщик побуждает взять ее с помощью команды «Апорт!».

В завершение первого этапа дрессировки по следу собака должна прорабатывать «слепые» следы, проложенные на местности с растительным покровом. Протяженность следа должна составлять 600–700 м, давность – не менее 25 мин. На следу должно быть два угла и две брошенные вещи.

На втором этапе дрессировки условия проработки запаховых следов постепенно усложняются. Прежде всего вводится пересечение искомых следов другими следами. С этой целю второй помощник за 10–15 мин до прокладывания основного следа пересекает под прямым углом намеченную для основного следа линию. Впоследствии упражнение усложняется.

Искомый след пересекается другими следами под разными углами, время между прокладыванием основных и дополнительных следов сокращается, искомый след прокладывается через тропы или дороги.

В случае потери искомого следа на дороге или тропе и переключения внимания собаки на следы других помощников дрессировщик командами «Нюхай!», «След!» направляет собаку по основному следу. Правильное направление движения собаки поощряется похвалой.

После этого у собаки вырабатывают навык выборки помощника, проложившего след. Все помощники должны быть одинаково одеты и располагаться таким образом, чтобы собака заметила их в конце запахового следа. На начальном этапе собака должна выбрать основного помощника из группы в составе двух человек, затем трех, четырех и наконец пяти.

С целью выработки навыка выборки человека со следа основной помощник на расстоянии 20–30 м от конца следа оставляет на нем свою вещь. Собака обнюхивает эту вещь и после того, как дрессировщик подведет ее к группе людей, по команде «Нюхай!» производит выборку.

В случае если собака не производит выборку, помощник легкими движениями побуждает ее схватить его за одежду. Следует отметить, что этот прием можно использовать лишь на начальном этапе выработки навыка, поскольку, если применять его постоянно, у собаки может выработаться привычка производить выборку не по запаху, а по движениям.

При выработке навыка выборки человека применяют и другой способ, однако лишь при условии, что собака не слишком агрессивна. После проработки следа и задержания помощника он вырывается от собаки, прокладывает след на расстояние 100–150 м и затем становится в группу с другими помощниками. После этого собака прорабатывает дополнительный след и по команде «Нюхай!» производит выборку основного помощника. Выбранного помощника берут под охрану и передают другому человеку.

Постепенно условия дрессировки усложняют. Занятия проводятся на другой местности, в различное время суток, при любых погодных условиях. След основного помощника пересекается следами 3‑4 других помощников под разными углами. Кроме того, вводят угловую и веерную выборку следа. С этой целью второй помощник подходит к одному из углов искомого следа с внешней стороны и делает поворот, после чего уходит в направлении, противоположном следу. При веерной выборке к искомому следу с разных сторон подходят 3 помощника, после чего расходятся в различных направлениях.

Собаку приучают не отвлекаться на посторонних людей. Для этого во время проработки следа появляются 2‑3 помощника. Вначале помощники стоят на месте, затем подходят к собаке. Если она проявляет агрессию, дрессировщик подает команду «Нельзя!».

На последующих занятиях вырабатывается навык проработки следа в населенных пунктах. Первые занятия проводятся рано утром или поздно вечером в местах с небольшим количеством посторонних раздражителей.

Помощник прокладывает след до окраины населенного пункта, затем останавливается и спустя 30 мин прокладывает короткий след (200–400 м) по населенному пункту.

Затем у собаки вырабатывают навык проработки следа, прерванного водными преградами (ручьями, небольшими реками). В этом случае дрессировщик вначале помогает собаке обнаружить прерванный след. Затем собаку пускают на самостоятельный поиск следа командами «Ищи!» и «След!».

На заключительном этапе дрессировки работа по следу сочетается с обыском местности и сторожевкой.

При выработке навыка поиска человека по следу и выборке человека со следа возможны следующие ошибки дрессировщика:

– однотипное прокладывание следа на однотипной местности приучает собаку работать по направлению, а не по запаху следа;

– неоднократное прокладывание следа в местах, где отчетливо видны отпечатки обуви помощника приучает собаку к работе по видимому следу;

– частое сдерживание собаки с помощью поводка перед углами или вещами на следу вызывает у собаки ассоциативную связь – делать поворот или поднимать вещь после натяжения поводка;

– маскировка помощника в конце следа за однообразными укрытиями приучает собаку искать его в конце следа по этим зрительным ориентирам;

– частое наведение собаки на выбираемого из группы помощника вызывает у собаки ассоциативную связь – выбирать помощника при помощи дрессировщика.

К концу курса дрессировки второго периода разыскная собака должна прорабатывать следы протяженностью до 2 км давностью до 2 ч с пересечением их другими следами под различными углами и выбирать помощника со следа из группы в составе 5‑6 человек.

Обыск местности и помещений

На начальном этапе дрессировка собак по обыску местности проводится таким же образом, как при подготовке собак к защитно‑караульной службе. Затем постепенно вводятся усложнения.

Размер обыскиваемого участка увеличивают до 150 м2. Кроме того, собаку приучают облаивать предметы, которые она не может поднести дрессировщику. с о\ amp;;

С этой целью помощник в указанных дрессировщиком местах оставляет тяжелые предметы (например, рюкзак, наполненный песком или камнями) и маскирует их сверху (травой, листьями, снегом). Некоторые предметы подвешиваются на ветви деревьев или забор.

Сначала дрессировщик наводит собаку на эти предметы, а затем с помощью команды «Голос!» побуждает ее к облаиванию. Выполнение команды поощряется лакомством. После этого собаку приучают к самостоятельному поиску предметов и облаиванию.

С целью приучения собаки обнаруживать спрятавшегося человека помощник разбрасывает вещи для поиска и прячется в конце обыскиваемого участка.

Дрессировщик подает команду «Ищи!», после чего собака сначала находит вещи, а затем находит и задерживает помощника, которого берут под охрану и конвоируют.

Для того чтобы приучить собаку к обыску помещений, помощник около помещения (сарая, землянки) неожиданно нападает на собаку и дрессировщика, после чего убегает в помещение и прячется. Дрессировщик заводит собаку в помещение и с помощью команды «Ищи!» пускает на обыск.

Впоследствии помощник не только сам укрывается в помещении, но также прячет вещи, которые собака должна найти. Обнаруженный и задержанный помощник конвоируется.

Требования к собакам разыскной службы

После окончания курса подготовки к разыскной службе собака должна:

– прорабатывать следы основного помощника, пересеченные следами других помощников протяженностью не менее 700 м и давностью не менее 40 мин, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

– производить выборку человека по вещи и со следа из группы в составе 4 человек, а также производить выборку вещи по запаху человека из 4 вещей;

– производить обыск местности и помещений, находить спрятанные вещи и замаскировавшихся людей;

– нести сторожевую службу на месте и в движении, без лая оповещать о приближении посторонних людей на расстоянии не менее 50 м, задерживать и конвоировать задержанных, охранять дрессировщика (владельца) и его вещи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *