Воспитание и дрессировка лабрадора-ретривера

Воспитание и дрессировка лабрадора‑ретривера

Необходимость тренировки собаки возникла еще в те времена, когда ее начали приручать, ведь без дрессировки животное не подчинялось человеку. Чтобы вырастить надежного и предан–ного друга, нужно приложить немало усилий. Для этого воспи–тание собаки следует начинать с самого раннего возраста.

Методы обучения и виды дрессировки

Под воспитанием в кинологии понимается целенаправленный процесс формирования человеком у животного определенных норм поведения в семье, на улице, в отношениях с другими животными и людьми. Если собака хорошо воспитана, она своим спокойным и благородным поведением не создает проблем ни своему хозяину, ни окружающим.

 

ЕСЛИ ХОЗЯИН ХОРОШО ВОСПИТАЕТ СОБАКУ, ОНА СТАНЕТ ПРЕКРАСНЫМ ДРУГОМ

 

В ходе дрессировки у животных вырабатываются определенные навыки, которые помогут хозяину управлять поведением лабрадора при служебном использовании (охране жилья и имущества, охоте, розыске и др.).

Собаки обладают высокоразвитой нервной системой, у них хорошо развиты также органы чувств (обоняние, слух, зрение), поэтому эти животные довольно легко поддаются дрессировке. Они способны приспосабливаться к новым окружающим условиям и при выполнении команд дрессировщика действовать быстро и четко.

 

 

Как правило, одновременно с процессом обучения осуществляется воспитание и дрессировка, но у хозяина и лабрадора при этом совершенно разные задачи.

Можно выделить несколько видов обучения: условно–рефлекторное, инструментальное, оперантное, ассоциативное, латентное (или скрытое), аффективное, обучение–подражание, обучение–привыкание.

Самый простой вид обучения – привыкание, когда животное утрачивает прежние реакции на внешние раздражители и заменяет их на новые.

Условно–рефлекторное обучение основано на том, что в ответ на воздействие специальных и обстановочных сигналов (иначе их называют условными раздражителями) у собаки вырабатываются простые поведенческие реакции и определенные эмоциональные состояния, похожие на врожденные. При этом получение лабрадором знания происходит неосознанно.

Эффект этого вида обучения сопровождает весь процесс, вне зависимости от выбранного способа обучения.

При инструментальном обучении нет условного раздражителя, кроме окружающей обстановки, а собака активно участвует в процессе обучения.

При оперантном обучении от животного также требуются активные действия: на начальном этапе действия питомца носят случайный характер, затем собака запоминает и отбирает полезные для себя действия (операнты).

Ассоциативное обучение основано на том, что лабрадор–ретривер способен улавливать некоторые связи между теми или иными событиями и свойствами предметов. По этой методике собаку учат находить людей и вещи по запаху и идти по следу.

Латентное, или скрытое, обучение основано на том, что животное получает полезные знания об окружающем ее мире без видимого участия в этом процессе человека.

Аффективное обучение происходит в состоянии сильного эмоционального потрясения, в результате чего у собаки появляется страх и она не может контролировать свое поведение. При этом лабрадор запоминает не только ситуацию, но и поведение, с помощью которого ему удалось избежать неприятностей. Однако этот вид обучения имеет существенный недостаток: те навыки, которые приобретены в результате сильного стресса, проявляются только при возникновении аналогичной ситуации, а негативные последствия такого вида обучения трудно исправлять.

 

Обучение – это доведение собаки до определенного интеллектуального уровня, выше которого она не может подняться из‑за психофизиологических ограничений.

Подражание – это вид обучения, когда необходимые знания и привычки закрепляются у собаки в результате наблюдения за поведением своих сородичей и других животных в течение долгого времени. Этот вид обучения эффективен при занятиях со щенками и при подготовке собак для пастушьей и караульной службы.

 

ЛАБРАДОРЫ ЛЕГКО ПОДДАЮТСЯ ДРЕССИРОВКЕ

 

Оптимальным вариантом является использование дрессировщиком различных методов обучения, сочетание их таким образом, чтобы незаметно подчинить лабрадора своей воле, сформировать у него определенный стереотип поведения, добиться беспрекословного выполнения освоенных упражнений и демонстрации полученных навыков. А соблюдение собакой установленных правил поможет ей лучше развивать ся и адаптироваться к среде обитания.Не стоит отождествлять обучение и дрессировку. Выдрессированная собака обязательно является обученной, но обученная собака не всегда выдрессирована: она может игнорировать приказания хозяина и выполнять команды только по собственному усмотрению.

Нельзя предъявлять животному в самом начале занятий завышенные требования и ставить перед ним новые задачи, пока лабрадор не научился выполнять предыдущие. Это вызовет у собаки состояние эмоционального стресса и попытки избегать каких–либо контактов с дрессировщиком, даже проявление повышенной агрессивности.

Чтобы правильно построить работу с лабрадором–ретривером и добиться нужного результата, хозяин прежде всего должен изучить теоретическую сторону вопроса, то есть получить сведения о физиологических основах поведения и дрессировки собаки.

Нужно изучить и технику дрессировки, то есть узнать о правилах воздействия на животное определенными раздражителями с целью выработки у лабрадора необходимых навыков.

Дрессировка бывает общая и специальная. При общей дрессировке у собаки вырабатываются простые навыки послушания, позволяющие управлять поведением животного в повседневной жизни, а также вырабатывать специальные навыки. Навыки послушания должны быть у любой собаки независимо от породы и предназначения.

 

 

Специальная дрессировка должна подготовить собаку к определенной служебной работе – сторожевой, разыскной, пастушьей, караульной, ездовой, поисково‑спасательной и др.

Чтобы закрепить навыки, приобретенные служебной собакой в процессе дрессировки, и совершенствовать их, нужно проводить практическую работу на дрессировочных площадках. Желательно проводить тренировки в условиях, максимально приближенных к тем, в которых животное будет использоваться в дальнейшем. Служебные качества собаки значительно повышаются при умелой тренировочной работе с ней.

Заниматься воспитанием щенка нужно с самого раннего возраста. Это важно в том числе и с точки зрения формирования иерархических взаимоотношений в семье. Щенок лабрадора должен зависеть от хозяина и воспринимать его как вожака стаи–семьи. Для закрепления этой зависимости нужно как можно больше времени проводить со своим питомцем и не позволять ему проявлять признаки доминирования, а при малейшем их проявлении сразу жестко их пресекать, иначе собака не будет слушаться в дальнейшем.

Явные признаки, по которым легко понять, что лабрадор пытается доминировать над хозяином:

  • собака рычит при приближении хозяина к ее миске или при попытке отнять ее корм;
  • огрызается, когда хозяин пытается перешагнуть через нее; настойчиво требует ее гладить, а если хозяин прекращает это делать, собака начинает рычать;
  • собака забирается на кровати, диваны и кресла и проявляет враждебность при попытках ее согнать;
  • проявляет недовольство при гигиенических процедурах, даже если они безболезненные;
  • не разрешает прикасаться к каким–либо частям ее тела;
  • охраняет какие–либо предметы от окружающих;
  • кобель делает садки на людей.

Общий курс дрессировки (ОКД) предполагает, что лабрадор–ретривер должен усвоить следующее:

  • движение по команде «Рядом!»;
  • команду «Стоять!» как прекращение движения;
  • команды «Нельзя!» или «Фу!» как общий запрет;
  • команду «Покажи зубы!» при демонстрации прикуса и умение носить намордник;
  • подход к хозяину по команде «Ко мне!», при этом должны отсутствовать серьезные внешние раздражители – собака или посторонний человек;
  • команду «Место!», когда проверяется одновременно возвращение на место и подход собаки к дрессировщику.

 

 

Несмотря на то что некоторые породы собак считаются универсальными, на практике чаще всего случается так, что характер собаки делает ее пригодной лишь к одной какой‑либо работе.

Кроме того, лабрадор должен уметь последовательно выполнять команды «Сидеть!», «Лежать!» и «Стоять!», а также по команде хозяина беспрекословно прекращать нежелательные действия, по команде подавать предметы и преодолевать препятствия, не брать корм из рук незнакомых людей и без разрешения хозяина.

В ходе курса дрессировки вырабатывается и спокойная реакция собаки на выстрел.

Начинающим дрессировщикам можно дать несколько советов:

  • если нет уверенности в том, что животное выполнит команду, подаваемую голосом, лучше ее не подавать или любым способом добиться выполнения;
  • любую команду нужно подавать только один раз;
  • ранее поданная команда отменяется только другой командой («Стоять!» – «Лежать!», или «Ко мне!» – «Сидеть!»);
  • все запрещающие команды нужно разучивать одновременно с разрешающими или чередуя;
  • следует как можно чаще привлекать внимание лабрадора (хвалить, вызывать на игру, называть кличку), в противном случае он будет игнорировать действия и команды хозяина;
  • нужно стремиться к правильному выполнению упражнения, хотя часто это требует определенных усилий;
  • нужно поощрять собаку лакомством и добрым словом, если она правильно выполнила упражнение, и наказывать за невыполнение;
  • хвалить, ласкать, давать лакомство или поощрять другими способами можно только тогда, когда лабрадор действительно заслужил награду.

Команды «Сидеть!», «Лежать!», «Можно!», «Нельзя!», «Дай лапу!», «Дай!», «Фу!»,

«Голос!», «Молчать!» (или «Тихо!»), «Гуляй!» и другие следует изучить как можно раньше.

Желательно сочетать обучение с воспитанием щенка. Начинать занятия лучше в знакомой обстановке (на дрессировочной площадке, дома или там, где щенок гуляет ежедневно). Потом тренировки можно будет проводить везде, что позволит добиться от него необходимого послушания и выполнения упражнений в любых условиях и ситуациях.

 

Даже попытка щенка сделать то, что от него требуют, заслуживает поощрения.

Дрессировка щенка будет занимать не меньше 10–20 мин в день, при этом желательно, чтобы в воспитательном процессе принимали участие все члены семьи, но обучение должно проводиться по одинаковым правилам, кто бы в данный момент ни занимался с собакой.

Что такое дрессировка

У многих людей при этом слове возникают образы животных, обученных каким–то сложным, вызывающим удивление умениям. Но даже самые элементарные действия обычной собаки тоже достигаются дрессировкой, пусть хозяин и не воспринимает воспитание своего питомца как дрессировку.

Виды раздражителей

Раздражителями называется все, что вызывает ощущения при воздействии на органы чувств. Прежде всего это условия внешней среды: они могут вызвать изменения в организме, которые повлияют на изменение поведения собаки.

 

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ – СИЛЬНЫЙ РАЗДРАЖИТЕЛЬ ДЛЯ ЩЕНКА

 

Также сильными раздражителями являются внутренние потребности организма. Например, недостаток воды или пищи заставляет животное искать еду и питье, а при половом возбуждении – представителя противоположного пола.

Некоторые раздражители мешают ходу тренировки тем, что отвлекают собаку от сигналов хозяина. Например, пес может оставить поиск человека по следу и броситься догонять мелькнувшую где–нибудь в кустах дичь. Отвлекающие раздражители обычно бывают сильными. Чаще всего ими являются посторонние люди, животные, птицы, грохот транспорта. Хозяину следует приучить своего питомца спокойно реагировать на них, потому что от этого зависит успех дрессировки. Хорошо обученная собака мало отвлекается на посторонние сигналы.

 

 

Внутренними отвлекающими раздражителями являются утомление, болевые ощущения во время болезни, потребность справить естественную нужду. Об этом дрессировщик должен помнить и устранять их своевременно.

При обучении используются звуковые (свист, голос, слова, выстрелы и др.), зрительные (жесты, поза хозяина), механические (давление рукой или ошейником, рывок поводка, удар хлыстом), пищевые (сахар, мясо, хлеб, сыр), обонятельные (различные запахи) раздражители.

Также раздражителем для лабрадора является сам дрессировщик, который сочетает в себе все перечисленные раздражители.

Безусловные раздражители вызывают у собаки проявления безусловных рефлексов. Это пищевые и механические раздражители. Пищевые раздражители широко применяются для отработки многих приемов (например, подходить по команде, преодолевать препятствия, подавать голос). Кусочки пищи должны быть не слишком маленькими, иначе они не будут привлекательны для животного, а большие куски быстро утолят его голод, и оно потеряет стимул к дальнейшей работе. Рекомендуется использовать лакомство в сочетании с похвалой и поглаживаниями, а когда у собаки выработается требуемый навык, можно ограничиваться только похвалой и лаской.

 

Поглаживание особенно эффективно в сочетании с угощением, так как в результате вырабатывается пищевой условный рефлекс и устанавливаются хорошие отношения между дрессировщиком и лабрадором.

Механическое воздействие на собаку заключается в том, что дрессировщик может наносить удары, нажимать рукой на поясницу, холку или другие части тела собаки, поглаживать ее, применять строгий ошейник или регулировать поведение собаки поводком, осуществляя рывок или подтягивание.

Данный вид раздражителей требует определенного умения и от самого дрессировщика, чтобы он не вызывал у лабрадора страх или агрессивность.

Условные раздражители вызывают у собаки проявление условного рефлекса. Это могут быть звуковые сигналы и команды, жесты, запахи, поза, время, определенная обстановка. Например, можно приучить лабрадора к занятиям по утрам, тогда в другое время суток он будет тренироваться не с таким рвением. Характерный пример: обычно собака сидит, когда ее учат лаять по команде, и в результате, услышав приказ хозяина подать голос, пес сначала сядет, потом будет лаять, так как поза стала также условным раздражителем.

Может случиться так, что животное откажется выполнять в другом помещении прием, отработанный в одном каком–то помещении, потому что условным раздражителем для собаки стала и окружающая обстановка.

Также условными раздражителями бывают интонации голоса дрессировщика, его мимика, темп движений, поза.

Команды – это условные раздражители. Они представляют собой некий комплекс звуков. Различное количество и сочетание звуков в командах позволяет лабрадорам отличать одну команду от другой. Поэтому собака не реагирует на измененные команды. Нельзя во время тренировок искажать команды, уговаривать лабрадора, а также пустословить. Это принесет лишь вред.

 

Если собака очень чувствительная, в работе с ней лучше применять преимущественно спокойные интонации и не нервировать животное.

Когда собака слышит команду, она различает не только звукосочетание, но и интонацию голоса. Использование разных интонаций зависит от условий работы и целей, которые ставит перед собой дрессировщик.

В процессе тренировок применяются спокойная интонация, приказная и угрожающая.

Хвалят лабрадора с одобряющей интонацией, ласково и негромко.

Чаще всего в процессе отработки разнообразных навыков используют приказную интонацию. Команда при этом должна произноситься с уверенностью и настойчивостью и подкрепляться угощением или рывком поводка, в зависимости от обстоятельств.

Когда собака не выполняет команду, которую произнесли с приказной интонацией, допустимо использовать и угрожающую интонацию: резко повторить команду, повышая голос, и подкрепить ее более сильным механическим воздействием – резким рывком или нажимом.

Также угрожающие интонации можно использовать для того, чтобы усилить действие команды, запретить что–либо, для принуждения. Традиционная запрещающая команда «Фу!» произносится только с угрожающей интонацией, резко и громко, при необходимости сопровождается рывком поводка, нажимом или даже ударом.

Нужно помнить, что злоупотребление угрожающими интонациями в процессе тренировок может привести к серьезным затруднениям в дрессировке и проявлениям трусости у собаки.

Для того чтобы управлять собакой бесшумно, что может быть необходимо при определенных обстоятельствах, используются жесты, но ими целесообразно пользоваться только тогда, когда уже прочно усвоены навыки выполнения словесных команд.

Жест служит для собаки сигналом, когда дрессировщик находится на расстоянии. Это может быть указание направления, чтобы найти и принести предмет, обыскать местность или какое–то помещение.

 

Как и словесные команды, жесты должны быть стандартными и четкими.

Очень важно использовать в процессе дрессировки чувствительное обоняние собаки, с помощью которого она без труда может отличить одного человека от другого по индивидуальному запаху.

В результате дрессировки лабрадор должен уметь находить источник заданного запаха.

Методы дрессировки собак

Методы дрессировки различаются теми приемами и способами, которые используются в ходе работы. Основных методов немного: вкусопоощрительный, подражательный, механический и контрастный.

Применение вкусопоощрительного метода предполагает, что для выработки условного рефлекса нужно показать собаке лакомство (сыр или сухарик), а после выполнения требуемого действия угостить ее. Этот метод позволяет быстро выработать и хорошо закрепить самые разные навыки. Но метод не универсален, поэтому он часто применяется вместе с механическим.

 

ПООЩРЕНИЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО, ПОЭТОМУ ЩЕНОК ВСЕГДА ЕГО ОЖИДАЕТ

 

Механический метод основан на применении какого–либо механического воздействия: рывка поводка, нажима ошейником или руками. Для выработки некоторых навыков этот метод неэффективен. Чтобы успешно использовать его, дрессировщик должен учитывать особенности собаки, помнить о том, что часто и долго причинять боль животному нельзя, это может вызывать у собаки страх, подавленное состояние и нежелание продолжать тренировки.

Механическое воздействие не должно быть слишком сильным. Оно должно лишь направлять собаку или пресекать ее нежелательные действия.

Нельзя допускать, чтобы лабрадор боялся рук дрессировщика, так как при обучении многим командам ему в будущем придется использовать жесты вместе с голосом. Запуганная собака плохо выполняет задания и усваивает навыки. Этим методом нельзя научить собаку делать выборку предметов по запаху.

 

 

Метод подражания можно использовать при обучении молодых животнъчх, которъш охотно подражают действиям других собак.

При подражательном методе используется врожденная способность животных подражать действиям своих сородичей или других животных. К примеру, к лаю одной собаки всегда присоединяются и другие, даже если не знают, почему возникло это возбуждение. Этот метод помогает научить лабрадора преодолевать препятствия, лаять по команде, задерживать убегающего человека.

При контрастном методе используются и пищевой, и механический раздражители. Сначала дают команду, механическим воздействием заставляют собаку ее выполнить, а в знак поощрения угощают лакомством. Это, с одной стороны, обеспечивает хорошую работу лабрадора независимо от окружающих условий, а с другой – способствует налаживанию и укреплению дружеских отношений между собакой и дрессировщиком.

Правила проведения дрессировки

Навыками называются действия собаки в ответ на раздражитель, отработанные до автоматизма в ходе приспособления к условиям окружающего мира или целенаправленных тренировок. Навык проявляется в том, что действия собаки не зависят от обстановки и наличия различных отвлекающих раздражителей.

Как правило, навык состоит из нескольких последовательно повторяющихся условных рефлексов. При этом на основе уже выработанного навыка обычно вырабатывается новый, а сложный навык состоит из нескольких простых.

В ходе тренировок желательно использовать сразу два раздражителя, условный и безусловный. К примеру, словесная команда и еда или рывок поводком.

Условный рефлекс быстрее и надежнее всего вырабатывается на основе сильного безусловного рефлекса. Нужно учитывать это обстоятельство, например, если используется пищевой рефлекс, неразумно кормить животное перед началом занятий.

 

Дрессировщик должен соразмерять силу раздражителя и индивидуальные особенности питомца.

Также, когда сочетаются условный и безусловный раздражители, надо помнить о времени. Между командой и механическим воздействием должно быть не больше 1–2 с.

Любые раздражители нужно использовать от 8 до 20 раз, с промежутком в 3–5 мин, если они основаны на пищевом рефлексе, и от 3 до 10 раз для отработки оборонительных рефлексов. Когда же навык усваивается, меняется и режим упражнений: время между ними то сокращается, то удлиняется.

В начале дрессировок не должно быть отвлекающих раздражителей, которые вызывают у собаки ориентировочный рефлекс и отвлекают ее от работы.

Когда нужный рефлекс выработался, обстановка должна постепенно усложняться: лабрадору не стоит привыкать к простым условиям работы.

Команду следует подавать один раз и очень четко, не должно быть крика и лишних слов. Надо следить за самочувствием собаки.

Спокойное и бережное отношение к собаке обязательно. Если лабрадор ощущает грубость дрессировщика, выработка условных рефлексов значительно ухудшается из–за защитных реакций организма на плохое обращение.

Свою лепту в обучение может внести и подражание: наблюдение за тем, как хорошо обученная собака выполняет какие–нибудь действия, ускоряет изучение необходимого приема.

Для ускорения выработки двигательных рефлексов важно, чтобы собака сама совершала нужные движения, а дрессировщик их вовремя подкреплял.

К примеру, выработку рефлекса на команду «Сидеть!» можно ускорить, если не просто вызвать у лабрадора пассивные движения нажимом на область крестца, заставляя сесть, а создавая условия для того, чтобы пес уселся сам. Дрессировщик же в этот момент подает команду и награждает лабрадора вкусным кусочком. На этом основан метод наталкивания.

Дополнительные факторы

Внешняя обстановка оказывает значительное влияние на работоспособность собаки. Сильная жара, как и сильный холод, мешают ей, особенно если речь идет о поиске по запаху. Оптимальная температура для проведения занятий – от 25 °С до –15 °С. Привычка заниматься в условиях более высоких и низких температур вырабатывается постепенно, с учетом того климата, в котором живет собака. В дальнейшем нужно чаще проводить тренировки в тяжелых условиях, потому что в этом случае животное достигнет лучших результатов на службе.

В мороз нужно надевать на лабрадора защитную попону, а в жару следует использовать налобник и давать больше воды и отдыха.

В занятиях с лабрадором значительную роль играет ветер, особенно его сила и направление, потому что он оказывает влияние на восприятие звуков (этому мешает попутный ветер и помогает встречный), на поиск человека по следу (в этом помогает и встречный, и попутный ветер, а боковой мешает и даже сбивает пса с пути).

Влажные почва и воздух лучше сохраняют запахи, ослабляет же запах сильный дождь. Выпавший снег почти не влияет на восприятие лабрадора, при соответствующей подготовке он может идти по следу, на котором лежит слой снега до 12 см толщиной.

Густая растительность (высокая трава или кустарник) затрудняет продвижение лабрадора к цели, как и сильно пересеченная местность. Сложно работать с собакой возле дороги и в населенных пунктах, где слишком много посторонних раздражителей, а на запахи следов накладываются другие запахи. К таким условиям занятий нужно приучать собаку постепенно, чтобы не вызвать у нее стрессовое состояние.

 

Ухудшают и усложняют работу собаки идущие дождь и снег, вдобавок она не так оперативно реагирует на команды дрессировщика.

Результаты занятий зависят еще и от времени суток, в которое они проводятся, потому что в течение дня погода разная, и у собаки возникнет рефлекс на время. Следует учитывать это при подготовке, чтобы лабрадор мог работать одинаково эффективно в любое время суток.

Если собаку готовят к служебной работе, необходимо иметь в виду ту деятельность, к которой ее предназначили, и упор в занятиях делать именно на те условия, в каких преимущественно будут использовать пса.

При дрессировке важен также индивидуальный подход к каждой собаке. Нужно анализировать ее поведение, учитывать возраст, состояние организма, условия, в которых она выращивалась и воспитывалась, поведенческие реакции, естественные повадки и привычки, двигательную активность, тип нервной системы.

 

 

Нужно учитывать возраст лабрадора: начинать тренировку на послушание лучше всего в то время, когда щенку исполнилось 4 мес, в этот период он наиболее восприимчив к обучению и старается угодить хозяину.

В зависимости от этого определяется и методика обучения, и его приемы.

Если же хозяин не начнет дрессировку собаки до того времени, когда она достигнет возраста 1 года, в будущем его ждет немало огорчений, поскольку к этому периоду его питомец станет совершенно неуправляемым, а от приобретенных им скверных привычек будет очень трудно избавиться.

Дрессировать собаку можно в любом возрасте, но чем позже владелец начнет это делать, тем сложнее ему будет добиться успеха. Если же начать тренировки слишком рано, когда щенок слишком чувствителен к механическим раздражителям, можно вызвать у него трусость. Молодых собак нужно включать в работу постепенно, не отклоняться от режима занятий, правильно выбирать упражнения.

 

ВОВРЕМЯ НАЧАТОЕ ПЛАНОМЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЩЕНКА ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЛОГОМ УСПЕХА

 

В процессе дрессировки активно участвуют и собака, и ее хозяин, поэтому успех занятий зависит от обоих участников, взаимные интересы которых всегда сочетаются со взаимными обязанностями. Собаки чутко реагируют на запах человека, интонацию и тембр голоса, одежду и походку, манеру поведения дома и на улице. Вмешательство постороннего в процесс обучения может существенно затянуть курс воспитания и выработки навыков. Поэтому рекомендуется не отступать от принятых правил либо возложить дрессировку, кормление и прогулки на одного члена семьи.

Общая дрессировка – основа для последующей подготовки собаки к той или иной специальной службе, так как большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, являются базой для усвоения навыков специальной дрессировки.

Приемы общей и специальной дрессировок собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает достижение конечной цели обучения. Эту определенную последовательность в отработке приемов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки.

Лабрадору жизненно необходимо доброе и чуткое отношение со стороны всех членов семьи. Но, как уже говорилось выше, наиболее прочная эмоционально–психологическая связь устанавливается между собакой и ее хозяином. Именно от отношения хозяина к собаке зависит, насколько комфортно она будет чувствовать себя в доме.

 

 

Лабрадор‑ретривер имеет уравновешенный и дружелюбный характер, что положительно влияет на развитие рабочих качеств этой собаки.

Если хозяин много времени проводит со своей собакой и прогулки с ним представляют для питомца большой интерес и удовольствие, если владелец хорошо заботится о собаке, очень скоро она станет доверять ему, и хозяин обретет надежного и верного друга, готового прийти на помощь в любую минуту.

Основы обучения щенка необходимым командам должны закладываться с первых же дней его пребывания в доме хозяина. Молодые лабрадоры способны быстро усвоить все команды, особенно команду «Место!». После того как эта команда усвоена, можно обучать щенка другим командам («Ко мне!», «Фас!», «Апорт!», «Дай!», «Стоять!», «Лежать!», «Сидеть!», «Нельзя!»).

Эффективность дрессировки во многом зависит от того, насколько хорошо чувствует себя питомец: если он только что поел или ему нездоровится, занятия проводить не следует. Стоит отсрочить отработку команд и в том случае, если собака проголодалась. Занятия, проведенные на сытый или голодный желудок, не принесут желаемой пользы.

Нужно правильно учитывать и преобладающую реакцию поведения лабрадора: при развитой пищевой реакции целесообразно использовать больше пищевые раздражители, если преобладает пассивно–оборонительная реакция, нужно постараться развить у собаки смелость, с осторожностью используя механические раздражители. При преобладании активно–оборонительной реакции злобу развивать не нужно.

 

 

Если у лабрадора тип возбудимый нервной системы, нужно постараться выработать тормозные навыки собаки, то есть выдержку, распознавание запахов и др.

Если у лабрадора постоянно проявляется ориентировочная реакция, это может затруднить проведение тренировок в том плане, что придется выбирать спокойную обстановку для занятий. Тогда нужно приучать собаку не реагировать на отвлекающие раздражители и для этого гулять с ней в таких местах, где есть много посторонних раздражителей.

Если собака подвижная, ее легко дрессировать с помощью обычных методов. Инертные лабрадоры медленно приходят к нужному результату, тут нужно проявить терпение и постепенно добиваться активного подхода к делу. Если у собаки слабый тип нервной системы, к занятиям с ней следует подходить осторожно, нельзя давать большую нагрузку и использовать сильные раздражители.

Совсем не годятся для дрессировки вялые, малоподвижные животные. На них тратится много усилий, но результата добиться практически невозможно, да и на службе они не принесут ощутимой пользы.

Ошибки дрессировщика

В результате ошибок при дрессировке у собак затрудняется выработка нужных навыков, могут появиться нежелательные рефлексы, что значительно снизит качество обучения. Ошибки чаще всего возникают из–за плохого знания поведения лабрадора–ретривера или техники дрессировки, или из–за отсутствия индивидуального подхода к животному, или из–за недостаточного наблюдения за поведением питомца.

Ошибки делят на общие и частные.

Ошибки частного характера возникают при отработке каждого отдельного приема, эти ошибки обычно указываются в описании техники дрессировки.

 

Психика собаки – не психика человека, она слишком отличается от мыслительных способностей человека. Поведение питомца бывает обусловлено воздействием раздражителей, а не осознанием.

Если совершаются ошибки общего характера, у лабрадора–ретривера могут появиться сразу несколько рефлексов, которые не нужны и будут только мешать в дальнейшем: в результате нерационального механического воздействия поводком у собаки возникает боязнь дрессировщика и самого процесса, а если натягивать поводок во время отработки поиска по следу, у лабрадора может появиться рефлекс, и он будет менять направление движения, не обращая внимания на запахи и след.

Распространенной ошибкой является то, что дрессировщик может переоценивать сущность поведения животного и способности своего питомца, придавая ему свойство понимать все, в том числе и человеческую речь. Из–за этого он неправильно воздействует на лабрадора раздражителями, начинает переубеждать его словами.

Также часто дрессировщик нарушает последовательность условных и безусловных раздражителей, то есть безусловный раздражитель следует у него раньше условного (к примеру, сначала производит рывок поводком, а потом подает команду «Рядом!»), и поэтому прием не отрабатывается. Нельзя также много раз повторять команду, а потом использовать раздражитель, что приводит к выработке запаздывающего рефлекса.

Часто дрессировщик упускает момент, из–за чего появляется большой интервал времени между условным и безусловным раздражителем.

Не нужно допускать, чтобы собака привыкала реагировать только на знакомые лица и на одну и ту же одежду, а на других людей или на другую одежду реагировала слабо.

Еще в процессе дрессировки очень важен определенный режим упражнений. Большой ошибкой является отсутствие такого режима или его нарушение, это затрудняет работу с животным.

Дрессировщик не должен проводить занятия в одной и той же обстановке и в одно и то же время, иначе у собаки будет вырабатываться рефлекс на время и на обстановку, а в другое время и в другой обстановке лабрадор будет плохо работать или вообще откажется выполнять команды.

Категорически запрещается умышленно натравливать лабрадора–ретривера на людей, животных, птиц. Это может привести к тому, что собака будет совершать нападения, идти по ненужным следам, в результате лабрадора придется долго отучать от вредной привычки.

Кроме перечисленных основных ошибок, при обучении собаки той или иной команде существует ряд распространенных среди владельцев собак просчетов, недоработок и ошибочных действий:

  • дрессировка собаки с использованием предмета, не представляющего для нее в данный момент никакой ценности;
  • применение в качестве отрицательного воздействия то, на что собака не реагирует должным образом (слабые рывки или слабые шлепки);
  • несвоевременное поощрение (при команде «Сидеть!» лакомство дается в тот момент, когда собака уже встала);
  • проведение занятия в то время, когда собака еще не выгуляна или слишком большая продолжительность занятия;
  • забывчивый хозяин не проконтролировал выполнение какой–либо команды, в результате чего собака запоминает, что команды выполнять необязательно;
  • при работе с помощью поводка подтягивание вместо рывков.

Умение хвалить и ругать – очень важный момент в воспитании собаки, и его нужно учитывать при дрессировке. Собаки не понимают слов, зато прекрасно разбираются в человеческих эмоциях, в искренности сказанного, поэтому хвалить и ругать лабрадора следует так, чтобы он почувствовал радость хозяина при правильно выполненной команде и его недовольство провинившимся питомцем.

 

При обучении лабрадора‑ретривера приемам общего курса дрессировки владельцы могут проявить недостаточную настойчивость в достижении цели, когда хозяин, не добившись сразу выполнения поставленной задачи, откладывает обучение на потом.

Ошибками дрессировщика являются использование ненадежного снаряжения (ошейника и поводка) и попытки уговорить и приласкать сопротивляющееся животное (хвалить можно только после выполнения требуемого действия).

Характер щенка

Чтобы собаку было удобно содержать, нельзя обойтись без правильного воспитания и дрессировки, в результате чего у животного должны выработаться необходимые навыки поведения и послушание. Также это позволит с успехом использовать собаку на охоте или какой–либо другой службе.

Результатом дрессировки становится животное, которым можно управлять на улице и дома, которое не доставляет проблем в отношениях с соседями и не сопротивляется при проведении санитарно–гигиенических мероприятий. Дрессировка также может развить умственные способности собаки, внести определенную стабильность в ее существование, когда она знает, чего от нее требуют. В жизни случается множество непредвиденных ситуаций, в которых дрессировка может серьезно помочь собаке избежать неприятностей или даже опасностей.

 

У КАЖДОГО ЩЕНКА СВОЙ ХАРАКТЕР

 

В ходе воспитания лабрадор учится быть послушным, уравновешенным, знать свое место. По команде он должен уметь выполнять необходимые действия и приемы: лежать, сидеть, прибегать на зов, идти рядом, приносить разные предметы (дичь или игрушку). Собака должна уметь прекращать любые нежелательные для хозяина действия по первому же требованию или сигналу.

Собаки, даже принадлежащие к одной породе, отличаются друг от друга по темпераменту и характеру. Они так же индивидуальны, как и люди. Этим объясняется то, что не все представители лабрадоров–ретриверов одинаково хорошо поддаются дрессировке.

Кроме того, очень многое зависит от воспитателя и дрессировщика, его квалификации, от последовательности в занятиях с питомцем и терпеливости, которую нужно проявлять для достижения наилучшего результата.

 

 

Получая воспитание практически с самого рождения, щенок получает многие навыки самостоятельно. Он узнает свою кличку и реагирует на нее, привыкает к своему месту, приучается соблюдать в доме чистоту и выполнять элементарные команды.

Поэтому не стоит удивляться, что у одного хозяина щенок учится всему с легкостью, а у другого процесс обучения сопровождается большими трудностями.

Врожденное стремление каждого вида животных к комфорту и продолжению рода формирует их поведение. Этим же определяется и поведение щенка: за защиту от многочисленных опасностей и удовлетворение потребностей организма отвечают рефлексы и разные инстинкты (половые, пищевые, двигательные, оборонительные, ориентировочные и др.).

Сразу после рождения поведение щенка определяют только безусловные рефлексы, например он испытывает голод и сосет молоко матери, а когда ему холодно, согревается возле ее теплого бока.

Затем щенок начнет воспринимать не только непосредственные стимуляторы, но и сигналы, которые этим стимуляторам предшествуют. К примеру, аппетит может вызвать не только сам корм, но и звуки в кухне, которые свидетельствуют о скорой кормежке, а по интонации хозяина или по рычанию матери малыш догадывается о неприятностях.

Со временем щенок приобретает новые, вторичные реакции, приобретенные с помощью обучения и в результате индивидуального опыта. Так щенок учится реагировать на команды дрессировщика, на зов, на звучание пряжки ошейника и др. Но нужно помнить, что абстрактное мышление животным недоступно.

Обучение домашней собаки не требует особой тщательности, как, к примеру, подготовка к соревнованиям или выставкам. Но есть определенный базовый минимум, которому необходимо обучить собаку. Это пять команд: «Ко мне!», «Рядом!», «Лежать!», «Сидеть!», «Стоять!».

Щенки похожи на детей, когда изучают окружающий мир и начинают экспериментировать, относясь к хозяину как к источнику удовлетворения своих желаний и потребностей. Они привлекают внимание человека всевозможными способами, а хозяин должен использовать это, направляя естественные устремления питомца в нужное русло.

 

 

Если пес плохо обучен, он не выполняет команду с первого раза, а при повторной команде, которую обычно произносят повышенным тоном, может подчиниться, только неохотно.

Собаки, существа по природе своей прагматичные, обычно используют модели поведения, приносящие результаты при самых небольших усилиях. Путь воспитания тут простой: нужно сразу показать щенку, кто в доме хозяин, и за подчинение она получит награду, похвалу и доброе отношение.

В процессе тренировки крайне важно соблюдать последовательность и сохранять взаимную уверенность: собака должна быть уверена в том, что ее воспитатель на определенное ее действие реагирует всегда одинаково.

Во время дрессировки одни действия запрещаются, другие разрешаются, и это не меняется от раза к разу, иначе невозможно достичь результата.

Собака должна четко представлять себе, что ей можно делать, а что нельзя. Животное быстро усваивает требуемое хозяином поведение, когда ее поощряют при правильных поступках и наказывают за неправильные.

Основы дрессировки

В любом учебнике по биологии описан процесс отработки условного рефлекса. Сначала животное воспринимает некий сигнал (условный раздражитель), оказывающий воздействие на его органы чувств. Затем животное должно увидеть стимул, то есть безусловный раздражитель, который вынуждает выполнять какое–то требуемое действие. В заключение рефлекс должен закрепиться с помощью положительных эмоций, которые всегда возникают как результат прекращения неприятного воздействия раздражителя. Яркий тому пример – получение пищи.

 

ДРЕССИРОВКА ОСНОВАНА НА ВЫРАБОТКЕ РЕФЛЕКСОВ У СОБАКИ

 

Подобная последовательность соблюдается при обучении собаки. Сначала щенку дается команда (условный раздражитель), потом должно быть воздействие, которое заставит щенка выполнить нужное действие, и сразу же должно последовать поощрение, закрепляющее рефлекс.

В любом случае не следует без нужды произносить команду слишком громко или с угрожающей интонацией. Обычно бывает достаточно повелительного тона.

Итак, условным раздражителем, иначе говоря, побуждением к тому или иному действию, является команда, чаще всего голосовая. Ее характеристики: краткость, звучность, чтобы ее можно было произносить и вполголоса, крикнуть, когда собака находится на большом расстоянии.

Нельзя использовать вместо привычной команды ее «синонимы» («Сидеть!», «Сядь!» или «Ко мне!», «Иди сюда!»). Собака воспринимает эти слова как совершенно разные сигналы, нужно это учитывать и не отступать от принятых правил, иначе можно долго не добиться от тренировок необходимого результата.

Когда речь идет об охотничьих собаках, они должны уметь распознавать и выполнять команды, которые подаются не только голосом, но и свистом, иногда даже жестом руки. Но в ходе дрессировки эти сигналы считаются вторичными, сначала лабрадор должен научиться выполнять словесные команды.

На начальных этапах нужно приучить щенка подчиняться командам непосредственно возле дрессировщика. Затем некоторые из команд собака должна научиться выполнять и на расстоянии. Для этого придется приложить определенные усилия и проявить настойчивость.

Команды могут звучать на любом языке, главное – они должны быть звучными. Предпочтительны также команды, непонятные для окружающих, так как иногда посторонние люди произносят такие же слова, какие дрессировщик использует для команд.

Сразу за командой (сигналом) при обучении обязательно должно последовать принуждение к необходимому действию. Каким будет это действие, во многом зависит от квалификации дрессировщика, особенностей каждой конкретной собаки и специфики приема, который отрабатывается в данный момент. Наиболее распространенным воздействием является механическое: щенок укладывается или усаживается руками, а для отработки команды «Ко мне!» применяется длинный поводок. Иногда приходится причинять питомцу неудобства и даже болевые ощущения при таких тренировках, если рывок поводка слишком резкий или используется строгий ошейник. Нужно помнить, что нельзя чрезмерно мучить животное. Лабрадор должен понимать: это не наказание за провинность, а просто некоторый дискомфорт, избежать которого можно, выполняя то, чего хочет дрессировщик.

 

Не нужно вызывать у собаки страх, а если он все‑таки появился, постараться снять его лаской или еще каким‑либо поощрением сразу после того, как требуемое действие выполнено. На этом основан один из методов дрессировки, называемый контрастным.

Эффективность обучения значительно повышается, когда щенок выполняет команду как будто сам по себе, без видимого принуждения. Это происходит, когда он хочет дотянуться до вкусного кусочка, или думает, что с ним играют, и старается опередить дрессировщика после сделанного им жеста или другого сигнала. Щенок также может успешно перенимать прием у других собак, если отработка приема происходит с ними.

Для эффективного обучения дрессировщик должен хорошо знать природные способности и особенности лабрадора–ретривера, использовать стремление собаки играть и охотиться в выполнении требуемых действий. Чтобы у лабрадора установился контакт с воспитателем, нужно уметь использовать инстинкт стайности, сохранившийся у подавляющего большинства современных пород собак, как и охотничий инстинкт.

Закрепить выработанный рефлекс нужно поощрением, от которого щенок может легко забыть о дискомфорте, болевых ощущениях, если они были. Также поощрение служит укреплению контакта животного с дрессировщиком. Щенок, которого поощряют, испытывает заинтересованность в дальнейшем обучении и воспитании.

 

 

В качестве поощрения можно удовлетворять различный природный потребности лабрадора, проводить с ним внеплановым прогулки и играть.

Правильное использование поощрения обеспечит успешные занятия с питомцем. Не следует злоупотреблять ласками, так как это может плохо повлиять на дисциплину в ходе занятий.

Широко используется в качестве поощрения вкусный кусочек любимой еды. Это вполне допустимо, но только не нужно забывать и о том, что существует множество других способов награждать собаку за правильное поведение. Лакомый кусочек может представлять интерес для проголодавшегося лабрадора, а животному необходимо также и внимание, и ласка, особенно если собака отличается общительностью. Животные очень чутко реагируют на интонации в голосе, прикосновения рук, это не менее важно при обучении. Щенок должен получать такой контакт с самого начала общения с хозяином и дрессировщиком.

Поощрение – это не просто одобрение после выполнения требуемого действия. Собаку нужно поддерживать и тогда, когда ее наказали или исправили ее ошибку. Это позволит сохранять хорошие отношения дрессировщика и воспитанника. Нельзя долго выказывать свое недовольство упрямым лабрадором, потому что спустя какое–то время собака уже не помнит свой проступок, а лишь видит сердитого хозяина и усваивает, что с таким хозяином непросто будет жить.

Дикая жизнь в стае тоже предполагает некое обучение, в которое входит знакомство с правилами стайного существования, добывания пищи и борьбы с опасностями. Поэтому можно сказать, что потребность в обучении заложена в собаке на генетическом уровне и должна поощряться. Не надо лишать питомца возможности учиться.

Некоторые команды и манипуляции, например измерение температуры тела или прививка, или взятие на поводок, или приказ «На место!», могут лабрадору не нравиться или в данный момент он может не хотеть их выполнять. Но если у собаки сохраняется заинтересованность в обучении и общении, даже в таких случаях она будет беспрекословно подчиняться, потому что за это ее хвалят, ласкают, угощают, ведут на интересную прогулку.

 

 

Допускается ударить хворостиной или хлыстом, но нельзя делать это поводком или рукой. Рука всегда должна означать для животного доверие и ласку, а поводок ‑прогулку.

За непослушание щенка частенько приходится наказывать. Отношения в собачьей стае предполагают и такие меры воздействия, поскольку стая невозможна без строгой иерархии и нерушимой дисциплины. Поэтому собака вполне способна понять и принять наказание, если оно следует сразу за провинностью и не является чрезмерным или длительным.

В качестве взысканий можно использовать рывок поводка, угрожающую интонацию или удар хлыстом.

Здесь все зависит от степени вины лабрадора, его характера. Собака должна почувствовать силу наказания и понять, за что оно последовало.

Угрожающая интонация может быть воспринята просто как знак внимания. Тогда для того, чтобы она произвела нужный эффект, ее подкрепляют ударом.

Не рекомендуется использовать для удара плеть, поскольку она неудобна, требует широкого размаха, а это может вызвать у лабрадора страх и недоверие к дрессировщику, тогда как движение кисти руки с хлыстом для собаки – заслуженное наказание, а не агрессия.

Некоторые собаки испытывают страх при виде поднятой руки, поэтому нельзя грозить лабрадору. Иначе можно добиться того, что он будет бояться каждый раз, когда увидит поднятую руку.

Ударить собаку можно лишь в такой ситуации, когда пес явно намерен укусить. Это позволяет дрессировщику самому решать, применять в данном случае силу или принять какие–либо другие меры. После того как инцидент можно считать исчерпанным, лабрадора нужно успокоить и похвалить.

Бытует мнение, что мерой воздействия является и громкий звук, которым дрессировщик пугает собаку. Для этой же цели некоторые пытаются бить собаку газетой: смысл этого не в ударе, а в громком звуке, которого животное должно бояться.

Такой метод нельзя признать допустимым. Ведь есть громкие звуки, которые человек не может контролировать (гром, поезд, салют, самолет).

К тому же у хозяина не в любой момент в руках имеется газета, а наказание, как и любой момент в руках имеется газета, а наказание, как и поощрение, должно быть непосредственно связано с каким–либо действием собаки. Эффективность меры воздействия состоит именно в том, что ее проводят немедленно, иначе лабрадор ничего не поймет, и обучение не принесет желаемых результатов.

 

Хозяину надо уметь ставить себя на место своего питомца. Не только для успешной дрессировки, но и для более доверительного и приятного общения иногда бывает полезно видеть мир глазами собаки.

Нельзя подзывать лабрадора перед тем, как отчитать или наказать его: для него наказание следует непосредственно за действием, поэтому он решит, что его наказывают за то, что он подошел к хозяину, а не за то, что он сделал неправильно. Если такая ситуация будет периодически повторяться, пес вскоре может перестать подходить к хозяину.

Поэтому нужно принимать меры сообразно обстоятельствам: если лабрадор совершил какое–то запрещенное действие на расстоянии от дрессировщика, надо подойти к собаке и отчитать или наказать, а при отсутствии такой возможности забыть об этом до наступления подходящего момента.

Любую собаку озадачит то, что сначала ей позволили усвоить плохие привычки и манеры, а затем вдруг стали за это наказывать. Переучивание занимает гораздо больше времени, чем просто обучение, на это нужно потратить много усилий и проявить огромное терпение.

 

КАК ДЕТИ, ЩЕНКИ ЛЮБЯТ ИГРАТЬ, ПОЭТОМУ ИГРУ ТАКЖЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ ПООЩРЕНИЯ

 

Иногда бывают случаи, когда пес ведет себя слишком распущенно, заносчиво, не признает главенства человека над собой. Тогда полезно задать его показать, пока он не увидит в человеке хозяина.

Если же собака злобна и опасна, легче приучить ее к послушанию не в привычном для нее месте (в вольере или в доме), а во время прогулки, где пес не ощущает такую уверенность в себе.

Таким образом, и поощрение, и наказание должно следовать сразу после правильно или, напротив, неправильного действия питомца.

Ошибки в ходе тренировочного процесса неизбежны. Что касается ошибок собаки, то их нужно терпеливо устранять, поправляя лабрадора каждый раз, когда он допускает ошибку, и поощряя за исправление.

С помощью похвалы после замечания можно сохранить доверительные, дружеские отношения с собакой.

В процессе обучения хозяин должен проявлять твердость, но ни в коем случае не жестокость. Реакция лабрадора на команды определяет и жесткость системы воспитания: одни собаки требуют более мягкого отношения, другие – более твердого. В любом случае властность в голосе необходима всегда, возможно, лабрадор плохо реагирует на команды именно потому, что хозяин поправляет его недостаточно властным голосом.

Если же в голосе хозяина собака слышит злость, раздражение или панику, это негативно влияет на питомца.

Начальный курс

Попадая к определенному хозяину, щенок начинает учиться и приспосабливается к окружающему миру. Люди сразу дают ему понять, что можно делать и что нельзя. Многие нормы поведения приходится преподавать лабрадору не только в ходе настоящих тренировок, но и в простом общении с питомцем. Это касается самых элементарных вещей: запрет грызть вещи, оправляться и спать в неположенном месте и т. д.

Когда щенок начинает делать что–то запрещенное, нужно сразу остановить его решительным «Фу!». Если лабрадор подчинился, надо тут же его похвалить, погладить. Так малыш усваивает, что за плохое поведение его будут наказывать, за хорошее – награждать.

Все навыки следует усваивать от простого к сложному, в занятиях использовать одновременно обучение разным приемам. Это поможет лабрадору меньше уставать, быстрее выполнять и запоминать упражнения.

 

ХОЗЯИН И СОБАКА ДОЛЖНЫ ПРИВЫКНУТЬ ДРУГ К ДРУГУ

 

Согласно некоторым рекомендациям, с лабрадором нужно проводить занятия дважды в день: утром (до кормления или через 2–3 ч после него) и вечером. Приучать собаку к тренировкам нужно постепенно, и постепенно же увеличивать длительность занятий.

 

Не следует начинать тренировку с нового упражнения, как и заканчивать им, потому что в начале лабрадор хочет поиграть и порезвиться, а к концу уже устает

За час–два можно работать над 3–4 приемами или действиями, не больше, так как собака быстро устает от однообразия.

Дрессировщик должен заранее знать, какие ошибки может допустить лабрадор в процессе занятий, и подходить к делу творчески, так как работать ему предстоит с интереснейшим живым существом, что предполагает проявление настойчивости в преодолении трудностей.

Кроме того, дрессировщику нужно обладать некоторыми качествами, без которых ему весьма сложно будет добиться желаемого результата. Это любовь к собакам, уравновешенность, подвижность, решительность, наблюдательность, спокойствие и выдержка. Обязательно также знать теорию и технику дрессировки, отчетливо представлять себе результат своей работы. Животное должно испытывать к человеку доверие, между ними необходим тесный контакт. Дрессировщик не может терять контроль над собакой и над процессом в целом.

Недопустимо проявлять грубость по отношению к собаке, особенно для того, чтобы скрыть свою неуверенность. Также не принесет пользы излишняя мягкость и нерешительность.

Различение «своих» и «чужих»

Многие хозяева сталкиваются с проблемой, как отучить маленького питомца ласкаться к чужим людям, доверять им. Но это не повод для постоянной борьбы со щенком, нужно лишь правильно использовать время прогулок в людных местах: отвлекать лабрадора от посторонних интересов играми, уходом в сторону, отработкой приемов дрессировки.

Это позволит добиться того, что постепенно собака сама разделит мир на «своих» и «чужих» (примерно к годовалому возрасту).

Посторонние люди не должны ласкать или кормить щенка, недопустимо также наказывать чужого питомца, дразнить его и злить, это может привести к повышенной возбудимости, нервозности лабрадора.

Чтобы у малыша появилось недоверие к посторонним, можно попросить кого–нибудь позвать щенка и пару раз шлепнуть, взяв за шиворот, а потом хозяин в свою очередь позовет питомца и приласкает.

Можно и самому хозяину шлепнуть щенка, если он берет лакомство из рук посторонних людей.

Подход по команде

В первую очередь лабрадор должен узнавать своего хозяина и подходить к нему, когда хозяин зовет. Следует по возможности чаще произносить кличку щенка, делать это ласково, подзывать его с использованием команды «Ко мне!» и поощрять каждый раз, когда питомец выполнит это приказание.

 

Сначала команду нужно произносить вместе с кличкой щенка, затем можно будет обойтись только командой.

Это выполняется охотно в том случае, если обучение происходит в том помещении, где щенок все знает и скучает (комната, вольер, двор частного дома). Особенно охотно спешат к хозяину маленькие щенки, которые еще не очень хорошо ориентируются в окружающем мире.

Совсем другое дело – заставить щенка исполнять это приказание на прогулке, где вокруг так много интересного: есть запахи, другие собаки, прохожие. Это важный момент дрессировки, поэтому стоит уделить ему особое внимание. Призыв хозяина всегда должен быть сильнее для лабрадора–ретривера, чем все остальные отвлекающие факторы улицы. Тут нужно проявить доскональное знание особенностей питомца и учитывать их при отработке навыка, чтобы собака с раннего возраста безотказно выполняла приказание «Ко мне!» в любых условиях. Щенок, неравнодушный ко вкусной еде, будет рад каждый раз после подхода по зову получить хоть маленький кусочек лакомства, шалуна и озорника лучше поощрять игрой или развлечениями, а ласкового и внимательного питомца достаточно погладить, почесать за ухом.

Если на улице щенок тут же направился к посторонним людям, надо позвать его к себе. Может произойти так, что этот приказ не выполняется по каким–либо причинам. Тогда хозяину нужно сделать вид, будто он уходит, или присесть на корточки. В первом случае щенок испугается остаться без хозяина и побежит его догонять, во втором случае у щенка возникнет сильное любопытство. Так или иначе, питомец приблизится, его надо сразу погладить, угостить чем–нибудь, чтобы малышу было приятно подбегать к хозяину даже тогда, когда, возможно, хочется поиграть или обнюхать посторонний предмет.

Угощение и ласка используются и в том случае, если щенок упорно не выполняет команду «Ко мне!». Его нужно привязать на длинный поводок, отпустить побегать, потом позвать и при невыполнении приказания подтянуть к себе за поводок, приласкать и угостить лакомством. После того как подобная процедура будет проделана несколько раз, щенок начнет охотно подбегать на зов хозяина.

Служебных собак обучают выполнять команду «Ко мне!», обходя хозяина и садясь у его левой ноги. Собаке–компаньону или охотничьему псу это делать необязательно. Хорошо, когда лабрадор просто подходит к хозяину и стоит в ожидании дальнейших приказаний или взятия за ошейник.

Щенок может с удовольствием подбегать лишь для того, чтобы получить вкусный кусочек, но при этом не даваться в руки. Не нужно каждый раз стараться поймать его. Лучше дождаться, пока он остановится, погладить и почесать питомца и только после этого угощать лакомством.

 

Часто собака плохо и неохотно выполняет приказ «Ко мне!» из‑за того, что хозяин зовет ее только для взятия на поводок. Призыв хозяина должен в любом случае означать для лабрадора удовольствие.

Также бывает, что при команде «Ко мне!» лабрадор сначала идет к хозяину, но затем останавливается и ждет на расстоянии, пока к нему подойдут, или при этом еще отбегает подальше. В этом случае нужно заставить пса подойти. Для этого делается несколько резких шагов или бросается камешек. Когда непослушный щенок подбежит, его следует сразу погладить и похвалить.

Соблюдение чистоты

В том случае, если лабрадор содержится в сельской местности или в частном доме, у него всегда есть возможность выйти на улицу для справления нужды. Поэтому щенок уже в возрасте 3 мес не пачкает в доме.

Сложнее обстоит дело с лабрадором, проживающим в квартире. Владельцу собаки придется убирать за своим питомцем, пока он не подрастет. Строгие запретительные меры тут не помогут, так как физиология растущего организма предполагает интенсивное течение процессов обмена веществ, в результате чего щенок часто оправляется и не может терпеть до очередной прогулки. Следует отвести ему небольшое помещение, если есть такая возможность, потому что в том месте, где щенок живет, спит, играет, он, скорее всего, не станет устраивать туалет. Но в обратном случае надо слегка поругать питомца и тут же вывести во двор. Эту проблему некоторые хозяева отчасти облегчают тем, что приучают малыша справлять нужды на тряпку или газету. Для этого нужно внимательно следить за щенком и успевать ставить его на предназначенное для временного туалета место.

Чтобы не портить пол, можно положить газету или тряпку на какой–нибудь лоток или другую аналогичную поверхность.

В дальнейшем щенок может активно искать газеты в тот момент, когда ему нужно будет оправиться, и тогда его надо срочно выводить на улицу.

Некоторые собаководы рекомендуют помогать щенку сдерживать мочевой пузырь: давать на ночь меньшее количество воды, делать это за 2 ч до сна, не позже, и предоставить питомцу возможность справить нужду непосредственно перед сном, то есть поставить на газеты или вывести на улицу.

 

Обучение лабрадора не справлять нужду в доме нужно начинать, когда щенку исполняется 25‑30 дней

Со временем лабрадор сам будет проситься и сможет терпеть, сколько нужно, и тогда число выгулов будет равно 4 в течение дня. А пока этого не произошло, нужно выгуливать щенка, по возможности почаще, желательно сразу после того, как лабрадор проснулся или поел.

Некоторые владельцы собак думают, что держать щенка в корзине или в ящике негуманно, даже жестоко, и разрешают своему питомцу бегать везде и оправляться в любом месте, что приучает собаку портить мебель и полы, и отучить ее потом от этого очень трудно. Доброе отношение хозяина как раз в том и проявляется, что он учит животное соблюдать порядок. Нельзя лишь держать щенка в полной изоляции, нужно уделять ему достаточно внимания, играть с ним.

Кроме того, собака, знакомая с содержанием в клетке, доставит меньше хлопот в том случае, если хозяин решит взять ее с собой в поездку. Не надо опасаться держать щенка первое время в корзине или ящике. Собаке даже лучше, если у нее есть свое собственное место.

Кличка щенка

С первых же дней появления щенка в доме нужно приучать его к кличке. Она является для лабрадора сигналом «Внимание!», поэтому не стоит придумывать какие–то сложные клички, а остановиться на одной короткой и звучной, чтобы было удобнее и хозяину, и псу.

Сразу после прозвучавшей клички обычно должно последовать какое–нибудь действие хозяина по отношению к питомцу (команда, поощрение). Чтобы лабрадор быстрее привык к своей кличке, нужно назвать ее и тут же подкрепить эту положительную реакцию с помощью ласки, игры, вкусного кусочка, команды, которую собаке нравится исполнять.

 

Не рекомендуется искажать данную собаке кличку уменьшительно– ласкательными формами. Также не нужно часто и бесцельно повторять ее или произносить с угрозой в голосе.

Когда собака слышит свою кличку, она должна сразу же реагировать на это и смотреть на дрессировщика. Добиться этого можно, если выполнять несколько приемов. Например, можно отойти от лабрадора и позвать его с дружелюбием и лаской в голосе, а потом вернуться к собаке и дать ей кусочек еды. Пока лабрадор угощается, нужно еще несколько раз назвать его по кличке. Это заставит питомца реагировать на звуки своей клички и обращать внимание на человека, который ее произносит. После этого можно уже не угощать щенка, а просто хвалить его, гладить одобрительно, говорить: «Хорошо!». Вскоре это можно делать все реже, а затем и вовсе не делать, когда навык выработан и закреплен.

Во время проведения занятий дрессировщику нужно произносить кличку собаки одинаковым тоном, независимо от обстоятельств.

Если животное плохо привыкает к кличке, это происходит по вине дрессировщика или хозяина, который допускает ошибки – произносит ее с недостаточной четкостью, или искажает, или использует уменьшительно–ласкательные варианты.

Место щенка

Обычно для щенка в доме сразу отводят какой–либо свой уголок, к которому малыш привыкает довольно быстро. Надо лишь приучить лабрадора к тому, чтобы он шел туда по команде и оставался там по приказанию хозяина.

 

КАК ТОЛЬКО ЩЕНОК ПОЯВЛЯЕТСЯ В ДОМЕ, ЕМУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ СВОЕ МЕСТО

 

Поэтому нужно дождаться момента, когда лабрадор сам намерен идти на место, и вовремя дать команду «На место!», затем обязательно поощрить питомца за выполненное действие. Если щенок не хочет выполнять команду, надо взять его за ошейник и привести на место, и как только он оказывается там, строгий тон команды следует сменить на поощрение, похвалить, как можно мягче и ласковее сказать: «Хорошо!».

 

 

Лабрадор может захотеть покинуть место. Эти попытки нужно пресекать строгим повтором команды, в случае необходимости – шлепком.

После усвоения этого приема стоит проследить, идет ли щенок по команде именно на место, а не прячется в какое–нибудь укрытие (под кровать или под стол). Непослушного щенка нужно терпеливо отводить к месту за ошейник. Можно для подрастающего пса использовать цепочку, закрепленную на его месте, и ненадолго привязывать его.

Во избежание недоразумений нельзя сразу после команды «Место!» и ее выполнения собакой звать питомца командой «Ко мне!», иначе придется долго отучивать его от привычки подбегать к хозяину при команде «Место!» Это очень важная команда и для собаки, и для ее владельца, так как щенка, не приученного выполнять этот прием, нельзя оставлять нигде даже на короткое время, потому что при команде «Лежать!» или «Сидеть!» лабрадор будет оставаться в заданном положении, как приказали, а при команде «Место!» он будет вести себя так, как ему захочется, только находясь на месте. Поэтому нужно уделить достаточно внимания и приложить немало усилий для обучения собаки выполнению этой команды, причем «место» может находиться и в доме, и на улице.

Приучение к ошейнику, наморднику и поводку

Прежде всего лабрадора приучают носить ошейник.

Для этого дрессировщику нужно подойти к собаке, произнести ее кличку, приласкать и показать ошейник. После этого ошейник осторожно, не причиняя щенку боли, надевается ему на шею. Отвлечь внимание лабрадора можно, поиграв с ним некоторое время, угостив каким–нибудь лакомством. Через 3–5 мин ошейник нужно снять, щенка поощрить за послушание и сказать: «Хорошо!».

Так придется повторить несколько раз, постепенно увеличивая время, которое лабрадор находится в ошейнике.

Ошейник не должен быть затянут очень сильно, слишком свободный ошейник также не принесет пользы.

Когда собака привыкла находиться в ошейнике, можно приступить к обучению ходить на поводке. Для этого на шею собаки надевается ошейник, пристегивается поводок и совершается выход на прогулку. Поводок желательно пристегивать незаметно для лабрадора.

Поначалу нельзя ограничивать свободу движений собаки резкими рывками поводка. Лабрадор может чувствовать себя неуютно с новыми надетыми на него предметами, может нервничать и даже бояться. Тогда следует отвлечь питомца от непривычных для него ощущений, успокоить его. Скоро эти предметы станут означать прогулку, поэтому лабрадор будет рад их надевать.

Точно так же собаку приучают к шлейке.

 

 

По мере привыкания собаки к поводку его нужно понемногу укорачивать и тем самым ограничивать свободу движений питомца.

Что касается намордника, то тут дело может осложняться, так как этот аксессуар при неправильном использовании причиняет собаке боль. Приучая питомца к наморднику, нужно взять собаку на короткий поводок, показать ей намордник, дать понюхать, а потом быстро и очень аккуратно надеть и закрепить ремнями.

Собаке это наверняка не понравится, поэтому нужно быть готовым поддержать питомца активной игрой, поглаживаниями и лаской. Через некоторое время нужно снять намордник, похвалить лабрадора, угостить.

 

К ОШЕЙНИКУ ЛАБРАДОРА ПРИУЧАЮТ ПОСТЕПЕННО

 

Для пугливой собаки можно пойти на хитрость и познакомить ее с этим предметом с помощью еды: положить внутрь лакомство, чтобы пес достал его и съел. Тогда лабрадору не будет сопротивляться надевать намордник.

Вначале «сеансы» привыкания к нему должны длиться примерно 2–3 мин, затем – гораздо дольше.

Можно использовать другой метод: надеть ошейник на собаку и оставить на день, не предпринимая пока больше ничего. Затем нужно пристегнуть к ошейнику поводок и отпустить бегать, чтобы лабрадор привык к нему, только нужно следить за питомцем, иначе он может запутаться в поводке и испугаться.

Когда собака привыкнет к поводку, можно взять его за конец и немного походить с питомцем, при этом не надо натягивать поводок, а в случае необходимости натягивать лишь немного. Собака должна понимать, что с ней ничего страшного не происходит. Тогда можно уже натягивать поводок сильнее и приступать к изучению приемов.

В результате собака привыкнет к ошейнику, поводку, шлейке и наморднику и позволит спокойно все это на нее надевать, не делая попыток освободиться.

Если же это не так, виноват, скорее всего, дрессировщик, который неправильно надевал на питомца аксессуары, слишком туго или слабо затягивал ошейник, грубо дергал за поводок, принуждал животное к повиновению.

Начинать приучение к поводку следует с 2–3 мес, когда питомец научится ходить на поводке, не натягивая его сильно, как может случаться в первое время. Со временем можно научить лабрадора ходить рядом без натягивания поводка: сначала водят щенка вдоль забора, стены или другой подобной преграды, а попытки забегать вперед пресекают командой «Рядом!», рывком поводка, можно помахать перед мордой у лабрадора прутом или хлыстом. Если пес не слишком покладистый, допускается использование парфорса или ошейника–удавки: они затягиваются на шее собаки при натяжении поводка и ослабляют нажим, когда натяжение поводка ослабевает.

Обучение ходить рядом требует некоторого времени и усилий, потому что у собаки возникает много разных соблазнов, от которых она вынуждена отказываться при хождении рядом.

Отрабатывать навык лучше всего с собакой, которая уже выгуляна, и чередовать этот прием с другими или просто с прогулкой. Поначалу щенок ведет себя очень активно, так что его приходится держать в основном на коротком поводке, который постепенно ослабляется, по мере усвоения приема, и одергивать щенка нужно все реже. Если лабрадор послушно идет возле ноги, его необходимо поощрять лакомством, лаской, одобрительным словом «хорошо».

Нецелесообразно учить свою собаку ходить только с левой стороны от хозяина, так как часто может возникнуть необходимость, чтобы пес находился справа (например, когда левая рука занята какими–нибудь вещами). Желательно научить лабрадора идти рядом именно с той стороны, где укажет хозяин.

Уже усвоенный прием можно усложнить и устроить хождение у ноги по открытой местности, при этом дрессировщик отпускает короткий поводок или совсем отстегивает его.

Можно научить лабрадора ходить позади дрессировщика, что пригодится во время движения по лесу.

Для обучения лабрадора следует приобрести ошейник–удавку, который представляет собой металлическую цепочку с кольцами на концах. Петля получается, когда продевается цепочка через одно из колец, а к другому пристегивается поводок.

При желании можно использовать специальный дрессировочный поводок (длиной 2 м, шириной 1,5–2,5 см), изготовленный из кожи или плетеной тесьмы. Размер ошейника определяется с помощью мерки головы собаки, которая снимается в самом широком месте, и к ней прибавляется 2,5 см.

Очень важно правильно надеть ошейник на шею питомца, чтобы не травмировать его. Нужно при этом учитывать, что собака должна идти слева от дрессировщика, поэтому надевается ошейник так, чтобы свободное кольцо находилось с правой стороны шеи лабрадора, прикрепленная к нему цепочка протягивалась не под шеей, а над ней, затем – через держащее кольцо.

 

Если собака упрямая, поводок придется дергать сильнее. Но по мере усвоения приемов лабрадор будет хорошо реагировать даже на слабое натяжение поводка, на легкое одергивание.

Правильно надетый дрессировочный ошейник позволяет эффективно руководить движениями лабрадора: привлечь внимание животного можно лишь легким натяжением поводка, также не составит труда привести собаку в нужное положение. При этом ошейник ослабляет нажим, когда лабрадор подчиняется и выполняет прием так, как надо.

Главное – использовать дрессировочный поводок и ошейник умело, иначе нельзя добиться ничего, кроме неприятностей.

Несмотря на свое устрашающее название, ошейник–удавка служит не для удушения животного, а для привлечения его внимания и корректировки поведения. Чем меньше используется этот инструмент дрессировки, тем лучше и для собаки, и для ее владельца. Причем это должна быть серия быстрых рывков, а не постоянный нажим, чтобы лабрадор почувствовал не боль, а неудобство, которое быстро проходит, когда он исправляется.

Поощрение должно следовать за каждым рывком, тогда уроки будут усваиваться, а неудобство – забываться.

Приучение щенка к сильным звукам и вспышкам света

Эти навыки необходимы лабрадору, так как собака, которая будет использоваться на охоте и в различной служебной деятельности, не должна бояться взрывов, выстрелов, света автомобильных фар и др. Приучение щенка к различным сильным раздражителям нужно начинать, когда щенок достигнет 4–5 мес, во время прогулок. Только при этом надо контролировать состояние питомца и не допускать, чтобы он пугался. Поэтому сила раздражителей должна увеличиваться постепенно.

Привычку к громким звукам обычно вырабатывают в то время, когда пес ест. Находясь на некотором расстоянии, помощник дрессировщика должен несколько раз выстрелить из ружья или пистолета. Дрессировщику при этом нужно следить за тем, как ведет себя пес, и успокаивать его, если звуки выстрелов его пугают, заставляют беспокоиться. Можно погладить собаку, произнести ее кличку ласковым, успокаивающим голосом.

В процессе отработки навыка расстояние между лабрадором и помощником дрессировщика следует уменьшать. Стрелять нужно более часто. Постепенно помощник начинает стрелять уже во время проведения тренировок: лабрадора нужно вести на длинном поводке, а выстрелы должны звучать сначала издалека и редко, и если дрессировщик не замечает при этом боязни собаки, подводит ее ближе к помощнику, который производит выстрелы, и начинает отрабатывать какой–либо прием.

 

В том случае, если пес беспокоится, его нужно отвлечь от выстрелов, успокоить с помощью игры, пробежки. Можно удалиться на время от помощника или попросить его сделать перерыв.

Затем, когда лабрадор станет спокойно воспринимать стрельбу, можно увеличивать частоту выстрелов и уменьшать дистанцию.

К взрывам лабрадора нужно приучать с использованием взрывпакетов. Техника обучения такая же, как и с выстрелами: сначала взрывы производятся на расстоянии, затем, по мере привыкания собаки, расстояние сокращается. Наконец, взрывы нужно производить и во время отработки каких–либо приемов.Лабрадора следует гладить, угощать, произносить его кличку, чтобы успокоить в те моменты, когда звучат взрывы или выстрелы.

Затем условия нужно сделать сложнее: чередовать одиночные выстрелы и групповые, производить взрывы и стрельбу в отсутствие дрессировщика, в вечернее и ночное время. Чтобы закрепить навык, дрессировщику тоже придется стрелять и следить за тем, чтобы собака в это время находилась рядом и не меняла того положения, которое занимала до начала стрельбы.

Эта же последовательность действий используется, когда собаку приучают к другим громким звукам – шуму автомобиля, поезда, низко летящего самолета и др.

Схожая последовательность действий используется и для приучения лабрадора к сильным световым раздражителям. Начинать следует со слабого источника света, например карманного фонарика. Упражнения проводятся днем. По мере привыкания собаки к источникам света их следует усиливать и применять поочередно автомобильную фару, затем 2 фары, фонарь, прожектор. Расстояние, отделяющее эти источники от пса, нужно также постепенно сокращать, потом переходить на занятия вечером и ночью, так как именно в это время суток вспыхивающий свет воздействует на собаку сильнее всего.

В результате лабрадор должен не пугаться сильных звуковых и световых раздражителей, относиться к ним спокойно и не менять положения, которое было принято по команде дрессировщика.

Во время отработки нельзя совершать резкие рывки поводком, кричать, когда слышны выстрелы или взрывы. Дрессировщик должен подходить к собаке, а не звать ее. Пока собака недостаточно подготовлена, не следует стрелять слишком близко и часто, использовать сразу сильные источники света и переходить к ночной работе.

Обучение лабрадора–ретривера различным навыкам

У каждого владельца собаки время от времени возникают проблемы из–за неумения питомца подниматься по лестнице, залезать в ванну, в машину, заходить в будку или вольер. Это может существенно омрачить жизнь хозяина.

Чаще всего лабрадор отказывается идти по лестнице или мостику потому, что в щенячьем возрасте ему не разрешали это делать, чтобы не повредить неокрепшие связки и суставы малыша. Иногда просто не возникает потребность в этом навыке, так как в доме просто нет какой–либо лестницы или лифт всегда работает.

 

 

Щенка всегда легче обучать, чем взрослую собаку, потому что в последнем случае необходимо проявить большое упорство и настойчивость.

Чтобы обучить лабрадора ходить по лестнице, надо, чтобы он умел выполнять команду «Рядом!». Перед началом упражнения следует надеть на шею собаки ошейник–удавку, скомандовать: «Рядом!» и сразу же начинать подъем по лестнице. Собака при этом должна сосредоточиться на выполнении данной команды и забыть о своей боязни.

 

ЛЕСТНИЦА – ЭТО НЕ ИГРУШКА, А ПРЕПЯТСТВИЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ПРЕОДОЛЕТЬ

 

Если пес все–таки начнет упираться, помогут правильные действия дрессировщика поводком. Нужно строго повторить команду «Рядом!» и резко дернуть за поводок. Сделав несколько шагов в нужном направлении, дрессировщик должен выразить одобрение и обязательно поощрить собаку. При наличии должного терпения и настойчивости научить лабрадора ходить по лестнице можно за одно занятие.

Очень важно не допустить во время этого занятия, чтобы пес вырвался и убежал от дрессировщика, так как, если это произойдет однажды, при следующей попытке он будет вырываться еще сильнее.

Во избежание этого необходимо применять строгий ошейник или удавку, из которых собака не сможет освободиться.

Ошейник–удавка и поводок применяются также для того, чтобы приучить собаку запрыгивать в ванну или машину. Если хозяин предполагает, что лабрадор будет запрыгивать в машину через заднюю дверь, он может просто совершить разбег вместе с питомцем и, поравнявшись с дверью, чуть дернуть поводок вверх и вперед. Собака должна инстинктивно запрыгнуть в машину. Ее непременно следует похвалить словами и поощрить лакомым кусочком. Это упражнение повторяется несколько раз, пока пес не научится запрыгивать в машину по команде.

Когда лабрадор начинает упираться, нужно с помощью коротких рывков поводка заставлять его выполнить требование. Хорошо, если кто–нибудь из членов семьи владельца будет из салона автомобиля звать собаку к себе. Как только хозяину удалось добиться желаемого результата, собаку надо поощрить словами и лаской и тут же отпустить. Упражнение следует повторять до тех пор, пока собака не будет запрыгивать в машину по команде хозяина без принуждения.

 

ЕСЛИ ЛАБРАДОР УМЕЕТ ЗАБИРАТЬСЯ В МАШИНУ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ЭТО ИЗБАВЛЯЕТ ХОЗЯИНА ОТ ХЛОПОТ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ

 

Научить лабрадора запрыгивать в машину через боковую дверь можно с помощью коротких резких рывков поводком. Как только собака окажется в салоне, ее следует поощрить одобрительными словами, погладить, дать лакомство и отпустить.

На следующем этапе лабрадора нужно приучить находиться внутри автомобиля во время движения. Время, проведенное собакой в движущейся машине, следует увеличивать постепенно, сопровождая каждое упражнение похвалой и закрепляя угощением. Нужно помнить, что собак нельзя перевозить в машине раньше, чем через 40 мин после кормления, потому что они подвержены сильному укачиванию.

Научить лабрадора прыгать в ванну можно по тому же принципу: заставить совершить прыжок, затем похвалить, затем отпустить. Повторять это упражнение следует до тех пор, пока пес не станет запрыгивать в ванну по команде хозяина без дополнительного принуждения.

Лабрадора, не желающего заходить в вольер, можно заставить это делать с помощью кормления. Следует просто перенести место кормления на территорию вольера и запретить членам семьи подкармливать пса в каких–либо других местах.

Демонстрация зубов

К возрасту 4 мес нужно научить щенка показывать зубы. Это пригодится при осмотре зубов собаки, во время проведения гигиенических процедур. Если пес не обучен выполнять команду «Покажи зубы!», он будет оказывать сопротивление при осмотре пасти, который важен для оценки формирования прикуса, лечения, чистки зубов. Чтобы щенок усвоил эту команду, нужно усадить его рядом, произнести: «Покажи зубы!» и осторожно раскрыть ему пасть, придерживая челюсти питомца. После этого следует погладить собаку, похвалить, угостить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *