Специальная школа для вашей собаки

 

 

 

Наиболее распространенные виды специального использования служебных собак – поиск человека по следу и обыск местности. Вы должны быть готовым к  тому, что работа по обучению собаки этим навыкам очень сложна, трудоемка и может занять много времени. Перед началом обучения собаки вам необходимо должным образом развить у  нее обонятельно-поисковую реакцию поведения.

 

Обоняние очень важно для собаки

 

Обонятельно-поисковая реакция поведения является одной из самых важных в  жизни вашей собаки. Благодаря своему обонянию собака может четко распознавать самые различные запахи и,  благодаря этому формировать варианты своего поведения. С помощью обоняния собака получает всю необходимую ей жизненную информацию. Например, о наличии пищи на каком-то расстоянии от нее, но чтобы эту пищу получить, ее сначала нужно разыскать (попросту найти). Именно поэтому реакцию собаки по обнюхиванию и  разыскиванию чего-либо и называют обонятельно-поисковой.

 

Обученная собака сможет заниматься поиском в любое время года

 

Многие виды специальной подготовки и  практического применения служебных собак основаны именно на использовании их природной обонятельно-поисковой реакции. У одних собак это врожденное качество довольно сильно развито и не нуждается в  особой тренировке. Такие собаки во время прогулки постоянно обнюхивают землю, кусты, различные предметы без каких-либо команд или направляющих действий владельца. У  других псов это рабочее качество не очень развито, и  его необходимо определенным образом «подталкивать».

В каких случаях вы сможете использовать обонятельно-поисковую реакцию пса в  повседневной жизни? В первую очередь для получения собакой новой полезной информации (значительная ее доля приходится именно на обоняние). С  помощью обонятельно-поисковой реакции вы сможете обучить собаку находить дорогу домой, потерянные вами вещи, разыскивать заблудившихся в лесу родственников или знакомых и т. д.

Для развития обонятельно-поисковой реакции вы будете применять команды «Нюхай!», «Ищи!», иногда «Апорт!», одновременно с жестом (указанием рукой в желательном направлении поиска). Дополнением к этому послужат различные апортировочные предметы, запаховые приманки, поглаживания собаки, лакомство, восклицание «Хорошо!».

Если вы собираетесь применять пса в практической работе с использованием обонятельно-поисковой реакции, развивать этот природный дар необходимо со щенячьего возраста (2–3 месяцев). В это время старайтесь постоянно поощрять щенка, когда он что-либо заинтересованно обнюхивает, своевременно поддерживая его действия одобрительными восклицаниями «Хорошо!», «Молодец!», «Нюхай!».

 

 

Хвалите щенка, когда он обнюхивает новые предметы

 

 

 

 

 

Поиск лакомства. Выберите небольшую, относительно ровную площадку с невысокой травой. Пристегните щенка на короткий поводок, привяжите поводок за колышек и так, чтобы щенок видел, разбросайте три–пять небольших кусочков сыра, колбасы или мяса (главное, чтобы у них был сильный привлекательный запах) в нескольких метрах один от другого. Последний кусочек лакомства покажите щенку, дайте спокойно обнюхать, но не давайте есть. Когда щенок потянется к этому кусочку, бросьте лакомство недалеко в траву. После этого отстегните короткий поводок от ошейника, пристегните вместо него длинный и  отправьте щенка на поиск разбросанного лакомства по командам «Нюхай!», «Ищи!». Если щенок отвлечется от направления поиска, легкими рывками поводка направьте его. За каждый найденный кусочек лакомства поощряйте пса восклицаниями «Хорошо!», «Молодец!». Как правило, такой способ нужно использовать в  случае, если обонятельно-поисковая реакция ослаблена.

Поиск хозяина. Если щенок очень привязан к вам, пусть ищет хозяина. Выведите щенка для выгуливания на участок местности, где вы сможете быстро спрятаться (за кусты, в яму, в  сарай, беседку и т. д.). Дождавшись момента, когда щенок чем-либо заинтересуется и отвлечется от вас, спрячьтесь, но при этом постоянно наблюдайте за поведением собаки. Через некоторое время щенок заметит, что остался один и начнет искать вас сначала с помощью зрения, затем  — обоняния и слуха. Если погода ветреная, вы должны спрятаться так, чтобы ветер дул от вас к щенку: так псу будет легче сориентироваться при поиске. После того как щенок найдет вас, поощрите его лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». После нескольких таких упражнений можете постепенно усложнять условия, не только прячась от щенка, но и уходя от него на 30–50  м. Следы помогут щенку отыскать вас именно по запаховому следу.

 

 

 

Собака с хорошим нюхом быстро найдет хозяина

 

Привяжите собаку, оставьте с ней кого-нибудь из родственников и отойдите на 30–60 м так, чтобы пес вас видел. Затем спрячьтесь за укрытие и  переместитесь еще метров на 50–100, но так, чтобы щенок не заметил вашего передвижения. Когда остановитесь, пусть родственник по ранее установленному сигналу отвяжет щенка, пристегнет к  ошейнику длинный поводок и отправит на поиск командами «Нюхай!» и «Ищи!», при необходимости поправляя щенка с помощью поводка. Если пес начнет активно и быстро передвигаться по вашему следу, родственник должен аккуратно положить поводок на землю, замедлить темп передвижения и, наконец, остаться на месте, чтобы щенок далее смог работать самостоятельно. Если пес нашел вас, немедленно поощрите его лакомством, поглаживанием, игрой и восклицаниями «Хорошо!», «Молодец!». 

 

 

 

 

Не забывайте поощрять верные действия собаки — как только она отыщет вас, дайте ей лакомство

 

 

 

 

Апортировка. Если щенок с  удовольствием бегает за брошенными предметами, хватает их и приносит, вы можете успешно использовать это для развития обонятельно-поисковой реакции. Главное условие — апортировочные предметы должны быть небольших размеров (от 5 до 10 см) и по цвету подходить к  местности (если трава  — иметь зеленый цвет, если песок — желтый, если торф  — черный  и  т.  д.). 

 

Обязательно похвалите щенка, когда он найдет и принесет разыскиваемый предмет

 

На месте занятий подзовите к себе щенка, пристегните его на длинный поводок, по команде «Сидеть!» посадите возле себя и успокойте. Дайте псу обнюхать апортировочный предмет (перед этим вы не менее получаса должны носить его при себе для усиления запаха), затем бросьте его на расстояние 10–15 м перед собой. Удерживайте щенка на поводке в течение 30 с (1 мин), затем по командам «Ищи!», «Апорт!» отправляйте на поиск. Если пес уверенно движется в  сторону брошенного предмета и  активного принюхивается, осторожно опустите поводок на землю и  отпустите его, дав щенку возможность действовать самостоятельно. 

По мере развития у  щенка навыка поиска брошенного апортировочного предмета вводите следующее усложнение. Перед началом упражнения попросите родственника или знакомого (не на виду у  щенка) разложить на площадке площадью приблизительно 15×15  м несколько предметов без запаха. Затем со щенком на длинном поводке остановитесь в 10–15 м от разбросанных предметов, дайте ему обнюхать ваш предмет, после чего бросьте его к другим, запомнив место падения. Подержите собаку на поводке 15–30 с, затем по командам «Ищи!», «Апорт!» отправьте на поиск. Если пес нашел и принес ваш предмет, поощрите его лакомством, поглаживанием и восклицаниями «Хорошо!». В случае затруднений при выборе искомого предмета корректируете действия щенка с  помощью поводка.

 

 

В реальных ситуациях собаки используют как нижнее, так и верхнее чутье. При помощи верхнего чутья пес определяет местонахождение предмета над землей, воспринимая запахи в воздухе, нижнего — устанавливает местонахождение источника запаха на земле, обнюхивая почву.

Специальными упражнениями вы можете развить у собаки оба вида чутья. Для этого приблизительно за полчаса до начала занятий вы (а лучше родственник или знакомый) должны разместить предметы с вашим запахом на маршруте поиска таким образом, чтобы одна их половина находились на земле, а  другая половина  — на высоте до метра над землей (на ветках деревьев, кустов). При этом всегда учитывайте направление ветра, ведя собаку как против него, так и по ветру. Порядок действий такой же, как при поиске предметов на площадке. Старайтесь заниматься с  собакой каждый раз в новом месте.

 

Обязательно развивайте обнонятельные качества собаки. Это будет полезно как для нее, так и для вас

 

Возможные ошибки:

 вы слишком часто предлагаете собаке искать кусочки мяса, сыра, колбасы: питомец каждый раз на прогулке начинает искать «вкусности»;

 неправильно проводите поиск хозяина, когда пес видит вас и пользуется зрением;

 применяете резкие рывки поводком, указывая собаке направление поиска;

 несвоевременно поощряете пса за правильно найденный предмет, грубо окликаете, применяете силу;

 игнорируете индивидуальные особенности собаки.

 

 

Собака должна отдавать разыскиваемый предмет по требованию хозяина

 

 

 

 

Вы можете обучить собаку обнаружению следа человека и активному поиску по нему. Эта работа очень сложна, но интересна и  разнообразна, а  в  реальной жизни может весьма пригодиться. Представьте такую ситуацию: вы со своей семьей или родственниками отправились в лес за грибами и, к несчастью, кто-то из компании отстал и заблудился. Почему бы вам в этом случае не попробовать себя в  роли сыщика? Кроме того, розыскная работа очень полезна для собаки, так как развивает ее обоняние, повышает сообразительность, обеспечивает необходимыми физическими нагрузками.

 

Перед тем как учить собаку искать человека, убедитесь, что она послушна, вынослива и проявляет способности к обучению

 

Что необходимо использовать во время учебного процесса? Команды «Нюхай!», «Ищи!», «След!», «Голос!», «Сидеть!», «Тише!», «Вперед!», жест рукой в направлении движения по следу, различные апортировочные предметы и лакомство. Без участия родственников или знакомых в качестве помощников не обойтись.

 

 

 

Не забывайте, что собака может быть не только прекрасным другом, но и незаменимым помощником

 

 

Если собака обладает активной обонятельно-поисковой реакцией и  с  удовольствием приносит предметы по команде «Апорт!», процесс обучения пройдет гораздо быстрее. 

В начальный период обучения необходимо выработать у собаки заинтересованность в  поиске человека по следу. Для этого вы должны подготовить пса: установить с ним тесный контакт, обучить навыкам послушания, развить необходимые физические качества (выносливость, силу и ловкость). Вам необходимо дать смелостью, быть уверенным, инициативным, иметь творческое мышление, уверенностью, уметь ориентироваться на местности, доверять собаке и  хорошо знать особенности ее поведения.

 

 

Для обучения собаки специальным навыкам вам понадобится помощник

 

Отработка навыка. Первые занятия лучше всего проводить на местности с  минимальным количеством отвлекающих раздражителей и травяным покрытием, на котором хорошо сохраняется запах следа.

Перед началом занятий не кормите собаку и  хорошо выгуляйте. Объясните помощнику, каким образом он должен проложить след. Вам необходимо знать маршрут движения помощника, место начала и  окончания следа. Собака не должна видеть процесс прокладки следа, чтобы исключить возможность поиска помощника визуально и  с  помощью слуха. Помощник должен проложить след длиной 150–200 м закругленно или зигзагообразно. В  зависимости от индивидуальных особенностей пса его обучение поиску можно проводить различными способами.

 

После того как собака найдет и обнюхает вашего помощника, обязательно поощрите ее

 

С собакой, обладающей активной обонятельно-поисковой реакцией, вы должны работать следующим образом. На месте занятий расположите пса таким образом, чтобы он не видел ваши совместные действия с  помощником. Объясните помощнику маршрут передвижения, укажите места начала и окончания следа. В  месте окончания следа желательно, чтобы для помощника было укрытие (шалаш, сарай и т. д.). Во время прокладки следа вы должны внимательно следить за действиями помощника и запоминать все особенности его передвижения. Когда помощник дойдет до места окончания следа и спрячется, приступайте, с собакой к работе. За 10–15 м до начала следа по команде «Гуляй!» направьте собаку на длинном поводке в  сторону следа и понаблюдайте за ее поведением. Как только она начнет принюхиваться к  нему, подайте команду «След!», отпустите поводок и начинайте движение за псом, находясь на 3–5  м позади него. В случае необходимости жестами и легкими рывками поводка направляйте собаку по следу. Если пес работает правильно, периодически поощряйте его восклицаниями «Хорошо!», «След!», «Хорошо!» в  моменты наиболее активного принюхивания. В месте окончания следа собака должна найти помощника, которому не нужно показываться до тех пор, пока пес его не обнаружит и не обнюхает. После этого поощрите питомца лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

 

 

 

 

Заинтересуйте собаку апортировочным предметом

 

 

Если собака не находит запах следа и не принюхивается, направляйте ее легкими рывками поводка в нужную сторону, периодически повторяя команду «След!» до тех пор, пока пес не обнаружит его. Если собака уловила запах следа и начала правильное передвижение по нему, осторожно положите поводок на землю и отпустите его, дав псу возможность работать самостоятельно. В случае ошибочных действий собаки вновь берите поводок и  корректируйте ее направление, периодически повторяя команду «След!».

Вы можете обучать собаку работе по следу и  с  помощью апортировочного предмета. Пес должен найти его при проработке вашего следа или следа помощника. Если собаке интересна апортировка, смело используйте этот способ обучения. Привяжите пса за короткий поводок к столбу или колышку и начинайте привлекать внимание собаки взмахами апортировочным предметом, но не давая схватить его. Когда пес достаточно возбудится, начинайте уходить от него, прокладывая след длиной около 50–100 м (можно с небольшим закруглением). В конце следа на видном месте положите апортировочный предмет и вернитесь к собаке по прежнему маршруту. Отвяжите пса, пристегните к ошейнику длинный поводок, подайте команды «Ищи!», «След!» и жестом направьте его по следу. При необходимости в  конце следа легкими направляющими рывками поводка подведите собаку к апортировочному предмету. Когда она возьмет предмет, по команде «Дай!» заберите его и поощрите пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

 

 

Самая интересная цель обучения собаки следовой работе — поиск и нахождение человека, поэтому в дальнейшем начинайте работать с  псом, постепенно переходя с вашего следа на след, проложенный родственником или знакомым. Помощник при прокладке следа должен унести апортировочный предмет. Перед началом упражнения спрячьте помощника в укрытии, чтобы собака его не видела. Затем привяжите пса, привлеките его внимание апортировочным предметом, который положите на землю перед собакой, чтобы она не могла достать. После этого помощник должен выйти из укрытия, спокойно подойти к апортировочному предмету, взять его и совершить несколько взмахов перед собакой. Когда пес достаточно возбудится, помощнику нужно проложить след длиной 100–150 м с небольшим закруглением. В конце следа он должен положить апортировочный предмет на видное место, а сам спрятаться в укрытие. Вы с собакой прорабатываете след. В конце следа даете псу возможность найти и схватить апортировочный предмет, после чего забираете его и поощряете собаку лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

 

 

 

Длинный поводок позволит контролировать действия собаки, не посягая на ее самостоятельность

 

Если у собаки слабо развита обонятельно-поисковая реакция, ее не интересует апортировка, но она любит вкусно поесть, попробуйте обучить пса работе по следу следующим способом. Перед началом занятия спрячьте помощника в укрытии. Затем привяжите голодную собаку на короткий поводок и поставьте перед ней миску с кормом. Как только пес начинает есть, помощник должен выйти из укрытия, забрать миску и проложить след длиной около 150–200  м. В  конце следа ему необходимо поставить миску на видное место, а  самому спрятаться в укрытие. Вы с собакой прорабатываете след, в конце которого пес получает возможность съесть корм.

В случае, если собака очень привязана к вам, примените следующее упражнение. Перед началом познакомьте собаку с помощником (прогуляйтесь вместе, дайте помощнику подержать пса на поводке, поиграть). Затем привяжите собаку на короткий поводок, подайте команду «Ко мне!» и  проложите след длиной около 100–150  м, маршрут которого должен быть известен помощнику. Как только вы окажетесь в конце следа, помощник должен отвязать собаку, пристегнуть к ошейнику длинный поводок и пустить ее по следу. Когда пес проработает след, вы должны активно поощрить его лакомством, поглаживанием и  восклицанием «Хорошо!».

Одна из основных задач при работе по следу — обращать особое внимание на управление движением собаки длинным поводком, совершая все действия им ровно, мягко и без рывков. Длинный поводок нужен для того, чтобы дать псу возможность работать самостоятельно, не сдерживая резко его движения. Будьте наблюдательным, внимательным, изучайте особенности поведения собаки, строго соблюдайте последовательность ввода усложнений на последующих занятиях, не проводите часто занятия на одном и том же месте.

Главное условие проведения начальных занятий по обучению собаки работе по следу — вы всегда должны знать маршрут передвижения помощника. В итоге такого обучения пес должен научиться активно работать именно по следу помощника, поэтому вы должны постепенно переключать собаку на проработку только следов помощника, параллельно усложняя условия обучения, обязательно учитывая уровень подготовки питомца.

 

Поиск человека требует от собаки больших физических затрат и активной работы нервной системы: пес находится в постоянном напряжении и сосредоточенности

 

Какие усложнения можно использовать, когда собака по командам «След!» и «Ищи!» заинтересованно принюхивается к запаху следа и активно ищет помощника? Постепенно увеличивайте давность и  протяженность следа, вводите различные повороты, подводите пса к началу следа с разных сторон. Для развития физической выносливости и способности дольше активно нюхать, постепенно увеличивайте протяженность следа на 20–40 м, а давность (время от начала прокладки следа до начала работы по нему) на 3–5 мин на каждом занятии. При этом обязательно учитывайте погодные условия и характер местности.

 

 

Работа собаки по следу требует от нее большого физического напряжения и активной деятельности нервной системы, пес должен постоянно удерживать запах следа в памяти, уметь отличать его от других запахов. Во время работы питомцу могут встретиться посторонние люди, сильные звуки, другие животные, поэтому во избежание потери следа собака постоянно находится в напряжении. Именно для совершенствования работы нервной системы пса вам необходимо строго соблюдать последовательность ввода усложнений. После начала активной работы собаки по следу постепенно прекращайте прокладку следов по прямой линии, чтобы у пса не развилась привычка двигаться только прямо. Начинайте проработку следов различной формы (зигзагообразных, закругленных), предоставляйте собаке при работе по таким следам определенную самостоятельность и при необходимости своевременно помогайте поводком. Для самостоятельного обнаружения псом следа и определения его направления пускайте собаку на след с  разных сторон. Приблизительно за 10–30 шагов до начала следа подайте команды «След!», «Ищи!» и жестом укажите собаке направление поиска. В дальнейшем расстояние подхода постепенно увеличивайте. Если пес не обнаруживает след, повторно с помощью поводка укажите ему верное направление.

 

Во время работы с собакой внимательно наблюдайте за ее действиями и за окружающей обстановкой

 

Верх мастерства в  поиске человека по следу — работа собаки по неизвестному следу, когда вы не знаете начальную его точку, маршрут движения помощника и конечную точку. При такой работе вы имеете возможность наиболее точно изучить особенности поведения собаки, характерный темп ее движения, активность обнюхивания следа. Ценность проработки неизвестных следов заключается в том, что при этом вы намного лучше изучите поведение собаки и приемы управления ее поведением.

На что вы должны обращать внимание при работе с собакой по следу? На условия окружающей обстановки (расположение различных предметов на местности, встречающихся людей, животных, транспортных средств, рельеф местности). Внимательно следите за поведением собаки (темп движения, положениями головы и хвоста, активностью принюхивания к следу), при необходимости управляйте ее поведением (регулируйте темп движения поводком, своевременно поощряйте за правильные действия, периодически давайте отдохнуть, делая остановки). Вам необходимо овладеть навыком распределения внимания: следить за своими действиями, действиями собаки, внешними раздражителями; научиться своевременно и  эффективно управлять поведением собаки с  помощью команд, поводка; ориентироваться на местности.

 

Обучая собаку искать человека, соблюдайте определенные правила: меняйте маршруты поиска, время работы и расстояния, обязательно давайте псу время на отдых

 

Возможные ошибки:

 вы принуждаете собаку обнюхивать и  работать по следу с  помощью сильных рывков поводком, слишком громких команд или физического воздействия — пес может начать бояться поводка, громких команд, вас и может отказаться от работы;

 часто прокладываете следы против направления ветра, из-за чего собака ищет помощника верхним чутьем (работает, не принюхиваясь к следу, а  с  высоко поднятой головой) и с помощью зрения;

 слишком часто применяете поводок при направлении на след, команды «След!», «Хорошо!», «След!» (эти действия ограничивают самостоятельность собаки и становятся для нее сигналами к  движению в  определенном направлении — пес начинает работать с оглядкой на вас);

 прокладываете однообразные по направлению и  длине следы  — cобака привыкает работать по следу в определенном направлении и на определенное расстояние;

 прорабатываете только известные вам следы — в этом случае вы практически не обращаете внимания на особенности поведения собаки;

 используете в качестве помощников одних и тех же людей — пес ищет по следу только помощников со знакомым запахом;

 излишне удлиняете упражнения по проработке следов, что может привести к  переутомлению собаки и, как следствие, резкому снижению ее работоспособности;

 часто прокладываете следы на местности, где отпечатки обуви помощника ясно видны; пес привыкает работать по видимым следам только с помощью зрения.

 

 

На прогулках случается всякое. Вы или ваши знакомые можете потерять какие-либо предметы вне дома. Как известно, собаки обладают уникальным нюхом и  при желании способны найти любую вещь. А если вы специально обучите пса обыску местности по команде, у вас никогда не возникнут проблемы с различными пропажами. Наиболее расположены к  поиску собаки охотничьих пород, а также лабрадоры, немецкие и восточно-европейские овчарки. Однако при желании обучить этому навыку можно любую собаку.

Если вы хотите научить собаку находить утерянные вещи, используйте в процессе обучения команды «Ищи!», «Апорт!», «Дай!», «Сидеть!», «Нет!», а также жест, указывающий желательное направление поиска. Кроме того, для обучения понадобятся различные предметы, лакомство, не обойтись и без помощи помощников — родственников либо знакомых. Одно из главных условий обучения — наличие у собаки активной обонятельно-поисковой реакции и навыка апортировки. До начала занятий желательно, чтобы пес научился искать человека по следу.

 

В начале обучения разбросайте предметы под кустами и деревьями и отправьте собаку на их поиск

 

Обучение собаки обыску местности начинайте с отработки движения в указанном направлении. Желательно для занятий выбрать участок, ограниченный забором. Посадите пса рядом с собой по команде «Сидеть!». Пристегните к ошейнику длинный поводок и, подав команду «Гуляй!» одновременно с  жестом, отправьте собаку в  нужном направлении, а сами начинайте двигаться за ней, управляя ее перемещением легкими направляющими рывками поводка влево и вправо, давая псу возможность дойти до границы участка. Если вы будете многократно и ежедневно выполнять такое упражнение, собака быстро привыкнет к  зигзагообразному движению, а  вы научитесь ориентироваться на местности и  управлять действиями пса поводком.

Когда собака усвоит это упражнение, приступайте к  поиску небольших предметов, брошенных в траву или под кусты. Предметы должны быть с вашим запахом, различаться по форме и материалу, неяркими — под цвет местности. Методика выполнения упражнения такая же, как при обучении апортировке, но предметы бросайте так, чтобы их не было видно, и  отправляйте собаку на поиск по команде «Ищи!» — это заставит пса разыскивать их с помощью обоняния.

 

 

 

В начале обучения разбросайте предметы под кустами и деревьями и отправьте собаку на их поиск

 

По мере освоения собакой этого навыка приступайте к ее обучению последовательному поиску и подаче 4–5 предметов, которые предварительно брошены в  разные стороны. Для этого выберите ровный участок местности с густой травой и  двигайтесь с  собакой приблизительно посередине участка. Следом за вами в 4–6 м должен идти помощник, разбрасывающий предметы вправо и влево. На первых занятиях предметы нужно бросать на виду у собаки, которую вы посылаете на апортировку по команде «Апорт!» после каждого броска. На следующих занятиях сначала помощник разбрасывает предметы, а  вы запоминаете места их падения. После этого вы направляете собаку на их поиск по команде «Ищи!» и  подачу вам. Это упражнение можно выполнять и  другим способом. Стоя на месте, бросьте 4–5  предметов в разные стороны, на первых занятиях — на виду у собаки. Оставаясь на середине участка, поочередно пускайте пса на поиск предметов по команде «Апорт!» и подачу их к вам.

В дальнейшем помощник, не заходя на участок, должен разбросать 4–5 предметов на расстоянии 5–10 м один от другого. Через 10–15 мин посылайте собаку на обыск местности по команде «Ищи!». За каждый обнаруженный и принесенный предмет поощряйте пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». На одном занятии упражнение повторяйте не более двух-трех раз.

 

Если собака находит предмет, но не приносит его, научите ее садиться рядом с находкой

 

На следующем этапе обучения вырабатывайте у  собаки навык поиска 4–5  предметов на местности размером приблизительно 40×70 м. Перед началом занятий помощник должен разбросать предметы по участку по схеме, указанной выше. Через 10–15 мин вы с рюкзаком подойдите с  собакой к  участку, остановитесь и  посадите пса рядом по команде «Сидеть!». Пристегните к ошейнику длинный поводок и по команде «Ищи!» и жесту отправьте собаку на обыск местности в  направлении ближайшего предмета. Идите за псом, при необходимости контролируя его передвижения поводком. Если собака обнаружила предмет, подойдите к  ней, заберите найденное, поощрите пса лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!», спрячьте найденный предмет в рюкзак. Затем снова командой «Ищи!» и жестом отправьте собаку на поиск следующего предмета и двигайтесь за ней. В случае обнаружения питомцем следующего предмета действуйте, как указано выше. Если собака, найдя предмет, не поднимает его, посадите пса по команде «Сидеть!» рядом с найденным и поощрите лакомством, поглаживанием и  восклицанием «Хорошо!». Заберите и  спрячьте предмет. Затем отправьте собаку на поиск следующего предмета. Цель этого упражнения — научить пса обозначению обнаруженного предмета с помощью посадки. После окончательного выполнения упражнения по команде «Сидеть!» посадите собаку рядом, отстегните длинный поводок и пристегните короткий, а затем отправьтесь в  район прогулки, где по команде «Гуляй!» отпустите пса на выгул без поводка. После 10–15-минутного отдыха повторите упражнение.

После того как собака начнет активно искать предметы, постепенно увеличивайте длину обыскиваемого участка до 90–100 м при постоянной ширине. Предметы разбрасывайте на различном расстоянии друг от друга, чтобы периодически направлять собаку туда, где их нет. Меняйте характер обыскиваемых участков местности, увеличивайте количество разбрасываемых предметов и  время от начала их разброски до пуска собаки на поиск. В конце обучения собака должна активно и  заинтересованно обыскивать участок местности размером 100×50  м, самостоятельно обнаруживать предметы, поднимать их и отдавать вам либо обозначать их местонахождение посадкой.

В процессе обучения вы должны тщательно изучить особенности поведения собаки при поиске предметов, овладеть техникой управления ее движениями поводком, научиться ориентироваться на местности. При проведении упражнений окружающие условия меняйте постепенно. Упражнения повторяйте не чаще трех-четырех раз в неделю в различное время суток. Не забывайте поощрять пса за каждый обнаруженный предмет. Обыск местности проводите как по известным, так и по неизвестным для вас условиям. Количество предметов и  схемы их раскладки меняйте на каждом занятии. Возможные ошибки:

 вы принуждаете собаку рывками поводка, слишком громкими командами или физическим воздействием к обнюхиванию местности и обнаружению предметов — пес начинает бояться поводка, команд «Ищи!», «Апорт!» и  может отказываться от работы;

 часто беспорядочно бросаете предметы против направления вет ра, из-за чего собака ищет их, не принюхиваясь к земле, а с высоко поднятой головой, пользуясь не обонянием, а зрением;

 слишком часто применяете поводок и команду «Ищи!» при указании направления поиска  — это ограничивает самостоятельность собаки и становится для нее сигналом к движению в определенном направлении, пес начинает работать с оглядкой на вас;

 раскладываете предметы по одной схеме и  на одинаковом расстоянии — собака привыкает искать их в определенном направлении и на некотором расстоянии друг от друга;

 предлагаете собаке искать предметы только по известной вам схеме раскладки — в этом случае вы практически не обращаете внимания на особенности поведения собаки;

 используете предметы с  одним и  тем же запахом  — пес ищет предметы только со знакомым запахом, не обращая внимания на другие;

 удлиняете упражнения по обыску местности, что может привести к  переутомлению собаки и,  как следствие, резкому снижению ее работоспособности;

 часто разбрасываете предметы, видимые для собаки, — она привыкает работать по таким предметам только с помощью зрения;

 нарушаете последовательность ввода усложнений.



 

 

В результате усердных занятий собака должна научиться обыскивать участок, находить предмет и приносить его вам

 

 

 

Нормативы защитно-караульной службы (ЗКС) содержат различные военные направления дрессировки служебных пород. Они используются в силовых структурах при подготовке собак для сторожевой и конвойной службы, поиска наркотических и взрывчатых веществ, а также для проведения антитеррористических операций. Методическая программа курса включает развитие специальных навыков и  способностей, необходимых для их практического использования и дальнейшей специализации животных.

 

Тренировка задержания группой собак

 

Многих псов служебных пород выращивают и  содержат собаководы-любители. С каждым годом таких животных становится больше. Требуя от своих питомцев отменного послушания в рамках ОКД, непрофессионалы не останавливаются на достигнутом и стремятся максимально развить и усовершенствовать их специальные служебные качества. Во времена Советского Союза к племенному разведению не допускали собак служебных пород без дипломов по ОКД и ЗКС. Именно поэтому вместе с методикой ОКД собаководы-любители разработали программу по ЗКС, которую затем стали официально использовать в учебно-воспитательной работе все клубы служебного собаководства ДОСААФ страны.

 

Специально обученные собаки успешно несут службу в силовых структурах

 

В настоящее время курс ЗКС для собаководов-любителей широко используется во многих кинологических организациях России и  стран СНГ. Эта учебная программа предназначена для обучения собак активным действиям в  различных экстремальных ситуациях. Многие владельцы хотят, чтобы питомцы при необходимости могли защитить их от нападения злоумышленников, сберечь имущество. Собака, обученная ЗКС, станет для вас прекрасным защитником.

Обычно, придерживаясь требований данной дисциплины, обучать животное начинают в возрасте около полутора лет. Но к предварительной подготовке необходимо приступать уже со щенячьего возраста.

В  процессе обучения совершенствуются навыки собаки в  выполнении команд «Нельзя!», «Нет!», «Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!» и  другие, полученные во время занятий ОКД. Параллельно с этим вырабатываются и  шлифуются способности выполнения команд «Фас!», «Охраняй!», «Нюхай!», «Ищи!», развиваются обоняние, внимательность, настороженность, смелость, недоверчивость и  агрессивность по отношению к посторонним людям.

 

 

 

 

 

В результате обучения животное сможет активно охранять владельца и его семью, имущество, выбирать вещь по запаху человека, задерживать, конвоировать и сторожить злоумышленника.


 

Обучение этому навыку необходимо для опознания человека по запаху его вещи. Так развивается активность обоняния собаки и способность к различению.

Если ваш пес активно обнюхивает и  заинтересованно ищет спрятанные вещи, можете приступать к его обучению выборке вещей. Разделите весь процесс на несколько этапов, это облегчит задачу развития у собаки навыка активного принюхивания по команде «Нюхай!», умения четко различать запах человека среди других, правильно проводить выборку его вещи и приносить ее вам.

 

 

С раннего возраста поощряйте щенка, когда она принюхивается к вещам, запоминает их запах

 

На первом этапе работы обучайте собаку выборке предметов с вашим запахом. Ваш помощник в перчатках или пинцетом должен разложить в ряд либо вразброс несколько непахнущих предметов, причем сделать это нужно не на виду у собаки (она должна быть привязана в укрытии).

 

Постепенно перчатки заменяются на другие вещи. Это могут быть игрушки, палочки, обувь и т. д.

 

В этот период обучения используйте для выборки однотипные предметы, например матерчатые перчатки (они хорошо сохраняют запах). Сами наденьте такие же перчатки. Разложив перчатки, помощник уходит. После этого возьмите собаку на короткий поводок, подойдите к месту, где разложены вещи, остановитесь и посадите ее по команде «Сидеть!» рядом с  собой в  3–4 м от предметов. Снимите перчатку с правой руки. Обхватите левой ладонью морду пса, чтобы он не мог открыть пасть и более активно принюхивался, а в правой руке поднесите к его носу перчатку с вашим запахом, подайте команду «Нюхай!» и разрешите спокойно обнюхать вещь. Если пес активно обнюхивает перчатку, поощрите его восклицанием «Хорошо!» и  снова скомандуйте «Нюхай!». Потом еще раз подайте команду «Сидеть!», встаньте спиной к собаке, а лицом — к разложенным вещам и незаметно для нее подложите к ним свою перчатку. Повернитесь к псу. Подайте команду «Нюхай!» и, жестом указав ему направление поиска (вытянув правую руку ладонью вниз в  сторону перчаток), отправьте на выборку. Если собака правильно определила перчатку и принесла ее вам, поощрите ее восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. В случае попытки пса взять другую вещь быстро повторите команды «Нюхай!», «Ищи!», а если он все же возьмет и принесет ее, спокойно заберите, скомандовав «Дай!». Отбросьте найденную перчатку за спину, чтобы собака не видела, и снова отправьте ее на выборку. Если пес активно принюхивается к вашей перчатке, но не берет ее, подайте вспомогательную команду «Апорт!». Если собака слабо принюхивается и  беспорядочно хватает разные перчатки, возьмите ее на поводок, спокойно подведите к  разложенным вещам и наведите на вашу, одновременно подав команды «Нюхай!» и  «Апорт!», заставляя взять именно ее. При попытке пса схватить другую перчатку, запретите ему это, быстро скомандовав «Нет!», но только в тихом тоне, так как питомец может испугаться и в дальнейшем плохо идти на выборку или совсем отказаться от нее.

 

На одном часовом занятии повторите упражнение по выборке перчатки три-четыре  раза. Если собака заинтересована в ней, обычно к третьему-четвертому занятию она будет уверенно искать перчатку с вашим запахом. Постепенно используйте для выборки разнотипные вещи, например деревянные палочки, игрушки, носовые платки, обувь и т. д.

В дальнейшем усложняйте задачу, предлагая собаке найти вашу вещь среди перчаток с другим запахом. При этом давайте псу для обнюхивания только свою ладонь.


 

 

Вторым этапом обучения станет выборка вещи другого человека по запаху — довольно сложная для собаки задача. Для развития этого навыка один из ваших помощников должен разложить 4–5 перчаток со своим запахом в один ряд на расстоянии 30–40  см. Затем второй подкладывает туда одну из своих, а другую относит отдельно на 4–5 м от разложенных перчаток. Все эти действия помощники совершают не на виду у собаки (животное находится в укрытии), а вы внимательно наблюдаете за их действиями. После окончания раскладки заберите пса из укрытия, подойдите к разложенным вещам на расстояние 3–4 м и подайте команду «Сидеть!». Аккуратно возьмите перчатку второго помощника, поднесите ее к  носу собаки и  скомандуйте «Нюхай!». Дайте животному спокойно обнюхать перчатку 15–20 с. Затем отбросьте ее в сторону так, чтобы собака не видела. После этого подайте команды «Нюхай!», «Ищи!» и  жестом отправьте ее на выборку. На первых занятиях вы должны знать, где лежит другая перчатка второго помощника.

 

 

Если собака невнимательно принюхивается к  разложенным перчаткам, повторите команды «Нюхай!», «Ищи!» более строгим тоном, а если она не берет обнаруженную по запаху «правильную» перчатку, скомандуйте «Апорт!». За правильную выборку сразу же поощрите животное восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. Если что-то неверно, спокойно исправьте.

Когда животное твердо усвоит эти навыки, постепенно начинайте обучать его выборке нужной вещи из набора предметов с разными запахами.

Возможные ошибки:

 вы часто повторяете упражнения, когда выбираемая вещь отличается от других более сильным запахом (собака привыкает искать нужную вещь не по индивидуальности запаха, а по его силе);

 многократно используете одни и те же вещи (пес привыкает выбирать предмет по внешнему виду, поэтому часто ошибается);

 постоянно кладете нужный предмет в одно место (собака привыкает выбирать вещь только там);

 слишком часто повторяете команду «Нюхай!» и многократно поощряете в этот момент собаку восклицанием «Хорошо!» (пес привыкает работать только по этим командам);

 часто и продолжительно занимаетесь (животное устает, начинает ошибаться и может отказаться от работы);

 грубо обращаетесь с собакой (она начинает бояться и  может отказаться от выборки);

 выполняете упражнения только по известным для вас условиям (у собаки закрепляются ошибочные действия, она привыкает работать только по вашим указаниям).

 

Грамотный и опытный инструктор поможет воспитать и  обучить надежного и  смелого четвероногого охранника. Стремитесь к тому, чтобы действия собаки носили в  основном оборонительный характер, так как любое превышение животными допустимых мер защиты незаконно. 

 

 

 

 

Обязательные снаряжение для помощника — дрессировочный защитный костюм со съемными рукавами и прут

 

Перед началом упражнения возьмите собаку на короткий поводок и  надежно привяжите ее. Оставайтесь рядом. Ваш помощник в укрытии должен надеть защитный костюм со съемными рукавами и взять прут. Покинув укрытие и приближаясь к собаке, он периодически ударяет прутом о  землю и  одновременно резко двигает руками. Когда помощник будет в  5–6  м от животного, подайте команду «Фас!». Если собака активно отреагирует на нее и попытается броситься на помощника, поощрите ее восклицанием «Хорошо!» и  поглаживанием. После этого помощник нападает на животное и наносит несильные, но резкие удары прутом по передним лапам, одновременно подставляя рукав костюма для укуса. Если собака бросается на одну руку, он сразу же подставляет другую. Во время борьбы периодически поддерживайте и возбуждайте собаку командами «Фас!» и «Хорошо!». Помощник разрешат животному несколько секунд потрепать рукав. При сильной хватке он периодически подтягивает собаку к себе и  позволяет ей стащить рукав, после чего сразу убегает в  укрытие. После этого поощрите и успокойте собаку, а затем с интервалом в 5–10 мин повторите упражнение еще два-три раза.

Собаки по характеру и темпераменту встречаются разные. Если животное во время упражнения боится помощника и не проявляет активной агрессии, он работает по принципу «шаг вперед, два назад», то есть не столько нападает, сколько отступает, чтобы спровоцировать атаку. Одновременно периодически повторяйте команды «Фас!» и «Хорошо!», показывая рукой в  сторону помощника. Как только собака проявит малейшие признаки агрессии, он должен убежать в укрытие, оставив животное победителем. Поощрите за это пса восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием, а через несколько минут повторите упражнение.

 

Возможные ошибки:

 помощник слишком сильно ударяет прутом или рукавом собаку (она может испугаться);

 вы спокойно общаетесь с помощником на виду у пса (он видит вашу взаимную дружелюбность и может отказаться атаковать его);

 проводите занятия в одно и то же время в неизменном месте (собака привыкает работать только в этих условиях).

 

 

Собака, которая охраняет вашу вещь, должна быть внимательной и  настороженной к посторонним, четко и длительно выполняя при этом команду «Место!».

На первых занятиях наденьте на собаку ошейник и привяжите на короткий поводок к дереву или столбу. Подайте команду «Лежать!» и  поставьте перед ней вашу вещь так, чтобы она могла до нее дотянуться (небольшой рюкзак или сумку). Скомандуйте «Охраняй!» и  оставайтесь рядом с собакой.

 

Умение собаки охранять ваши вещи особенно пригодится во время поездок

 

Через 15–20 с помощник из укрытия выходит и несколько раз спокойно проходит мимо вас в разных направлениях. Если в  этот момент животное начинает вести себя агрессивно (рычит, лает, бросается на помощника), сразу подайте ему команды «Место!» и «Лежать!». Ваша задача — добиться от собаки внимательной и  спокойной реакции на проходящего мимо нее человека, который не совершает никаких действий в отношении собаки и охраняемой вещи.

Если собака спокойно лежит у рюкзака (сумки), помощник пробует его забрать, при необходимости он передвигает или подтягивает охраняемую вещь к себе, привлекая внимание животного. В  момент попытки взять предмет быстро подайте команду «Охраняй!». Как только собака зарычит или бросится на помощника, он должен убежать в укрытие, а вы поощрите животное восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После ухода помощника успокойте пса и  через некоторое время повторите упражнение. Чтобы повысить внимательность и агрессивность собаки, помощник одной рукой должен попытаться забрать вещь, а второй несильно, но резко ударить пса тонким прутом по передним лапам, после чего убежать в укрытие. Если пес попытается преследовать помощника, резко подайте команду «Место!».

 

Собака должна спокойно охранять вашу вещь, не проявляя агрессии к обычным прохожим

 

Постепенно упражнение усложняется. Для этого помощник должен попытаться успокоить собаку и отвлечь ее от охраняемой вещи ласковым обращением и  лакомством. Он спокойно подходит к животному, называет его кличку, делает попытку угостить вкусным кусочком, одновременно пытаясь забрать предмет. Если собака отвлекается на лакомство, помощник несильно, но резко несколько раз ударяет ее по передним лапам прутом. Если, несмотря на это, пес настойчиво стремится взять угощение, подайте команду «Фас!», а  если пытается подобрать с земли — моментально пресекайте восклицанием «Нет!». Ваша собака готова к охране вещей, если она в течение 20 и более минут внимательно сторожит их, не отходит, спокойно реагирует на проходящего мимо помощника, активно атакует его при попытках забрать поклажу, но не преследует, когда тот убегает.

 

 

Возможные ошибки:

 вы всегда привлекаете к  участию в упражнении в качестве помощника одного и  того же человека (собака привыкает работать только с ним);

 причиняете животному боль во время подачи команды «Нет!» (собака может испугаться);

 помощник слишком сильно ударяет прутом по передним лапам собаки (пес может отказаться от работы);

 используете одну и ту же вещь (собака привыкает охранять только ее);

 помощник всегда ведет себя однообразно (у животного вырабатывается стереотипность атакующих действий в отношении его).

 

 

В случае нападения злоумышленника на хозяина или его семью, при попытках посторонних лиц проникнуть в  дом и в других экстремальных ситуациях защитно-караульная собака обязана защитить владельца и его имущество, смело и активно остановить преступника, внимательно охранять задержанного на месте и в движении.

Задача упражнений по задержанию — обучение собаки выполнению хватки с перехватом. Начинайте занятия только после того как она будет уверенно задерживать помощника по команде «Фас!».

 

Для усиления хватки собаки помощник подтягивает рукав к себе

После команды «Стой!» помощник должен прекратить борьбу с собакой

Наденьте на пса ошейник и пристегните короткий поводок. Скомандуйте «Сидеть!». Через 15–20 с из укрытия выходит помощник, одетый в дрессировочный костюм со съемными рукавами и вооруженный тонким прутом. Подойдя спокойным шагом, он резко нападает на хозяина. Вы сразу же подаете команду «Фас!». Как только пес проявит агрессивную реакцию, помощник убегает, а вы, отстегнув поводок, вместе с собакой догоняете его. Когда остается 5–10 м, он замедляет темп, быстро поворачивается к  животному и позволяет укусить себя за рукав. Если пес уверенно вцепился, помощник легкими рывками подтягивает его к себе, усиливая хватку.

Через 5–10 с помощник наступает на собаку, чтобы ослабить хватку и натяжение прикушенного рукава. Он имитирует удар, занося над головой животного другой рукав. Собака, видя это, должна бросить первый рукав и схватить «нападающий». Как только она сделает это, вы командуете помощнику «Стой!», и он прекращает борьбу. По команде «Дай!» заставьте животное отпустить рукав. Поощрите пса за правильные действия восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. С небольшими перерывами повторите это упражнение два-три раза.

 

Если собака уверенно и активно атакует и задерживает помощника, переходите к  следующему этапу обучения. После окончания борьбы подайте помощнику команду «Стой!», посадите пса возле него командой «Сидеть!». Пристегните к ошейнику короткий поводок, скомандуйте «Охраняй!», внимательно наблюдая за поведением животного. Немедленно пресекайте малейшие попытки атаки собакой помощника командой «Сидеть!» и одновременным натяжением поводка. Через 15–20 с  подайте помощнику команду «Шагом марш!» и сопровождайте его с  собакой, отставая на 4–5 шагов. Если пес пытается забежать вперед или напасть на него, немедленно подайте команду «Рядом!» и резко дерните поводок к себе. Когда помощник неожиданно побежит, скомандуйте «Фас!» и  разрешите собаке задержать его. Пройдя немного, по команде «Лежать!» положите помощника на землю, после чего успокойте и поощрите собаку восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием.
Если помощник пытается убежать, собака должна его догнать и задержать

 

Если помощник пытается убежать, собака должна его догнать и задержать


Возможные ошибки:

 помощник сильно ударяет прутом или рукавом собаку (она пугается);

 использует одинаковые по форме и цвету дрессировочные костюмы (пес привыкает злобно относиться к человеку именно в такой одежде и  может неуверенно работать с кем-то, одетым по-другому);

 часто ведет себя однообразно (пес привыкает атаковать человека, действующего в определенном порядке);

 вы систематически проводите занятия в одинаковых условиях (собака может отказаться работать в другой ситуации);

 часто проводите упражнения без учета индивидуальных особенностей собаки (у животного развивается чрезмерная злоба или наступает переутомление, а иногда даже боязнь помощника). 

 

 

 

 

 

 

Собака-поводырь — это своеобразные глаза для слабовидящего или незрячего человека

 

Собака-поводырь  — это обученное по специальной методике животное, которое помогает слепым и слабовидящим людям передвигаться в городских условиях, избегая препятствий. Для незрячего человека такой пес  — настоящий друг и незаменимый помощник. Поводырь для слепых — самая сложная и «интеллектуальная» собачья специальность. Процесс обучения этому «ремеслу» достаточно долгий и трудоемкий. Такие собаки очень востребованы.

 

Роль поводырей собаки выполняют уже несколько сотен лет. Первые учебные центры по их подготовке были организованы в Германии и Франции после Первой мировой войны. Выпускники курсов стали надежными помощниками для ветеранов войны, потерявших зрение. Позднее подобные школы были созданы в  США и  Великобритании. Профессиональную подготовку собак-поводырей в России начали лишь после Второй мировой войны.

 

 

 

Подготовка собаки-поводыря — тяжелый и ответственный труд

 

 

Эти замечательные собаки не могут вернуть человеку зрение, но способны обеспечить ему определенную свободу, добавить уверенности в собственных силах, скрасить одиночество и  получить приятные впечатления. Часто слабовидящие люди теряют интерес к жизни, остаются в одиночестве и стараются не покидать знакомую территорию. Как правило, утрата зрения пробуждает в  человеке страх, ему приходится фактически учиться жить заново, пользуясь только осязанием, обонянием и  слухом, преодолевать боязнь перед окружающим миром за пределами своей безопасной квартиры. 

 

С собакой-поводырем можно передвигаться по самым различным маршрутам

Собака-поводырь — неоценимый помощник при передвижениях для своего слепого владельца. Подготовка такого животного в первую очередь учитывает его личные качества и пожелания будущего хозяина. Основная рабочая функция собаки-поводыря — предупреждать владельца о препятствиях и возможных опасностях на маршруте. Хорошо обученный пес смело ведет своего подопечного в различных направлениях, останавливается на перекрестках, обходит всевозможные препятствия, двигается по определенному пути. При необходимости собака может разыскать вещь, потерянную владельцем.

 

Если незрячий пользуется общественным транспортом, собака всегда поможет хозяину найти выход из него.

Своими действиями и необычным снаряжением собака-поводырь привлекает к себе внимание окружающих людей, побуждает их осторожнее отнестись к незрячему человеку, предложить ему помощь.

Уверенность, которую обретает слепой человек, держащийся за шлейку собаки-поводыря, дает ему возможность идти гораздо быстрее, чем в случае, когда он ориентируется с помощью трости.

Обучить и подготовить такого помощника сложно. Быть поводырем сможет не каждая собака, для этого необходимы определенные способности, призвание и талант.

Сначала при подготовке собаки-поводыря очень важно правильно выбрать щенка, который способен работать и безотказно подчиняться командам владельца. Самых ласковых, внимательных и умных малышей начинают обучать уже на втором месяце жизни. При этом главное  — умение животного оценивать правильность команд, а не только беспрекословно их выполнять, а также самостоятельно принимать решения.

Во время обучения собаки подвергаются различным испытаниям, их постоянно проверяют на терпеливость, выносливость, способность принимать самостоятельные решения в  неординарных ситуациях. В процессе учебы этих животных никогда не наказывают физически, так как специалисты уверены, что, причиняя боль, искреннего доброго отношения с их стороны добиться невозможно. В конце обучения собака сдает экзамен — проводит инструктора с завязанными глазами по одному из изученных маршрутов. Если трасса пройдена успешно, пса передают владельцу и начинаются совместные занятия с инструктором. Если между хозяином и псом установились тесная связь и взаимное доверие, значит собака-поводырь подходит своему владельцу.

После окончания курса поводыря собаке выдают специальный сертификат, разрешающий ей посещение общественных мест. Для того чтобы пес сохранял свои рабочие качества и не утратил навыки, полученные во время обучения, незрячий должен быть требователен к его работе и следовать всем правилам, усвоенным во время получения питомца.

 

Самые лучшие породы для собак-поводырей — лабрадоры-ретриверы, шотландские и немецкие овчарки, ротвейлеры, ризеншнауцеры. Однако больше всего подходят лабрадоры-ретриверы. Эти собаки отличаются коммуникабельностью, сообразительностью, послушанием, верностью и преданностью, крепкой нервной системой и любовью к людям.

 

 

 

 

 

Сенбернары и сегодня остаются одними из самых опытных спасателей

 

Первые упоминания о собаках-спасателях появились несколько веков назад. В те далекие времена их главной задачей был розыск заблудившихся во время снежных буранов людей. Этих псов сотни лет разводили послушники монастыря Святого Бернара во Франции. Отсюда и название породы — сенбернар. Во время метелей и буранов именно они в сопровождении монахов патрулировали горные перевалы.

 

Поиск людей в горах

 

Собаки-спасатели должны быть безукоризненно послушны своему проводнику

 

Впервые для поиска людей под руинами разрушенных зданий четвероногих стали использовать в Великобритании во время Второй мировой войны после воздушных бомбардировок.

В настоящее время с помощью поисково-спасательных собак освобождают людей, попавших в снежный плен после схода лавин, в завалы после землетрясений, ураганы и другие природные катастрофы. Несмотря на огромный опыт специалистов-поисковиков, люди часто оказываются бессильны, так как работы затягиваются  — вероятность остаться в живых после нескольких часов под снегом или руинами очень невелика. Именно поэтому в этом деле используют специально обученных собак, способных довольно быстро найти пострадавших.

 

К  этой сложной и  тяжелой работе в основном привлекают лабрадоров-ретриверов, сенбернаров, шотландских и немецких овчарок, хотя в последнее время все чаще используют собак и других пород, которые имеют хорошее обоняние, безукоризненно послушны своему проводнику, прекрасно адаптируются к сложным погодным условиям и экстремальным ситуациям, имеют способности к непростому специальному обучению.

Подготовка собак-спасателей — достаточно долгий и трудный процесс, который занимает не менее года. На начальном этапе основное внимание уделяют обучению беспрекословному послушанию.

 

 

 

Собаки-спасатели проходят специальную подготовку для работы в сложных погодных условиях

 

Для того чтобы собака могла продолжительное время работать в  тяжелых и изнурительных условиях, подбирают сильных и выносливых животных с  хорошими природными данными, острым чутьем и прекрасным слухом, уравновешенным характером, отсутствием агрессивности к  незнакомым людям и животным, хорошей физической подготовкой. Это должны быть невысокие собаки, около 50 см в холке, что облегчает их транспортировку и передвижение в труднопроходимых местах.

 

 

 

Для работы собаке-спасателю необходимо острое чутье

 

 

При подготовке у собаки воспитывают неприхотливость к пище и условиям содержания, способность к  работе в  различное время суток и в сложных погодных условиях, смелость и ловкость в преодолении естественных препятствий, способность хорошо ориентироваться, адекватное отношение к домашним и диким животным, активный интерес к  поиску и настойчивость. Для этого пес на первых учебных занятиях всегда должен находить спрятанный или зарытый предмет (лучше всего апортировочный), так как при нескольких неудачных попытках он может больше не захотеть искать. Собака также не должна слишком легко его обнаруживать. Желательно, чтобы сначала пес нашел хотя бы одну хорошо спрятанную или закопанную вещь, в  случае неудачи ему нужно помочь, подведя ближе к источнику запаха.

 

На прогулках собаку регулярно спускают с поводка, чтобы она как можно более подробно знакомилась с местностью и развивала свое обоняние. По возможности пса вывозят в новые места или ежедневно изменяют маршруты, чтобы он тренировал способность к ориентированию на местности. Инструктору необходимо совместно с собакой бегать кроссы, проводить упражнения по апортировке предметов, брошенных максимально далеко. Это повышает физическую выносливость животного.

 

 

 

Для развития силы и выносливости с собакой занимаются различными видами спорта

 

 

Пса обучают выборке предметов по запаху, поиску пострадавшего и его вещей, а  также подаче голоса при удаче, подводке дрессировщика к  помощнику или найденному объекту. На площадке должно быть оборудовано укрытие, за которым собака не увидит, как маскируется помощник или закапываются вещи.

Выборка вещи по запаху постороннего человека проводится по методике ЗКС с той разницей, что собака не приносит предмет владельцу, а  обозначает его, взяв в пасть или подав голос. Вначале собак обучают так же, как и  для обыска местности, потом условия усложняются, чтобы животные обнаруживали с  помощью зигзагообразного поиска замаскированного грунтом пострадавшего и  несколько его вещей. После закрепления навыка участок постепенно увеличивают, а предметы и помощника прячут на большей глубине. Делаются ложные маскировки посторонних вещей.

 

Собакам от природы свойственно находить и раскапывать привлекающие их источники запаха. Если животное не интересуется зарытой вещью, его обучают доставать из земли любимый апортировочный предмет, закопанный на глубине 15–20 см, и одновременно подавать
голос. Для этого перед носом собаки ногой аккуратно разрывают грунт и одновременно подают команды «Копай!» и «Голос!».

Высший показатель работоспособности собаки-спасателя  — ее умение делать подводку. При обнаружении источника запаха собака должна дватри раза подать голос, после чего подбежать к проводнику, обозначиться еще раз и  по команде «Вперед!» подвести его к источнику.

При обнаружении пострадавшего человека собака-спасатель должна подать голос

 

 

 

 

 

Собака-спасатель быстро реагирует на действия тонущего человека

 

Служба спасения на воде имеет древнюю историю, начало которой положено в Испании и Португалии. Рыбаки в этих странах часто вытаскивали сети из воды, пользуясь помощью собак. Таких псов называли португальскими водяными. Рыбаки острова Ньюфаундленд, который находится за тысячи километров от Испании и Португалии, успешно использовали собак не только в рыбной ловле, но и для перевозки грузов. Постепенно эти животные стали попадать в  Европу, где приобретали все большую популярность. Судоходство в те времена было достаточно сложным и опасным делом, поэтому собаки-спасатели на борту стали необходимы. Они сохранили множество жизней, особенно при крушении кораблей рядом со скалистыми берегами, помогая перебраться на берег команде и пассажирам. Известны многие случаи, когда именно собака помогала упавшему за борт человеку.   

Со временем безопасность судоходства повышалась и надобность в собаках-спасателях постепенно сходила на нет. Ньюфаундленды, португальские водяные собаки, лабрадоры, леонбергеры, ландсиры и некоторые другие породы, прекрасно подходившие на роль спасателей, становились обычными домашними любимцами. Их прекрасные рабочие качества — сила, рост, живой покладистый характер, спокойствие, чуткость, преданность, способность прекрасно плавать и длительное время держаться на воде — оказались невостребованными. Но многие собаководы-любители не захотели с этим мириться и предложили выход — сделать почетную собачью работу спортом. В  настоящее время во многих странах есть свои правила соревнований, но они имеют много общего между собой, отличаясь лишь мелкими деталями. Строгого ограничения по породам нет, главное, чтобы собака весила не менее 30 кг, имела устойчивую психику и не была агрессивной по отношению к человеку.

Собаки-спасатели могут быть не только участниками спортивных соревнований, но и  незаменимыми помощниками при работе на воде, так как действуют гораздо быстрее, чем люди (например, намного легче и  быстрее выпрыгивают из  лодки, более выносливы и  сильны). Сот ни псов-спасателей каждое лето работают на побережьях Европы, помогая пловцам-любителям.

 

 

Собака-спасатель  — своеобразное плавательное средство, которое самостоятельно подберется к тонущему или находящемуся в  опасности человеку и вернется с ним на берег. Как правило, каждое животное работает вместе со своими владельцем и инструктором, которые направляют и  контролируют их действия.   

 

Обучение щенков начинается, как правило, с 5–6 месяцев. Навыки послушания отрабатывают на берегу, а специальные — в воде. Самый главный принцип подготовки собаки-спасателя — создать у нее ассоциацию помощи человеку с игрой, благодаря чему пес без колебаний бросается в водоем за любым предметом. Животное учат подплывать с палкой или спасательным кругом в зубах к человеку, который должен ухватиться за них, после чего собака помогает ему выбраться на берег. Четвероногие также вытаскивают тонущего без каких-либо предметов, подбираясь к нему и давая возможность взять себя за ошейник или шерсть. На первых занятиях собаку пускают в воду на длинном поводке (чтобы контролировать ее действия), затем без него.

 

 

 

 

У собаки-спасателя обязательно должны быть быстрая реакция и смелый характер

 

Главное — обучить собаку отличать обычных пловцов от людей, терпящих бедствие. Человек, попавший в  критическую ситуацию, ведет себя неадекватно, совершает хаотичные движения, периодически исчезает под водой. Все эти способы привлечь внимание пса необходимо использовать в учебном процессе. Животное приучается быстро реагировать на такие действия человека и своевременно помогает ему.

 

Собака прыгает в воду за брошенным предметом

 

Канистерапия (лечебная кинология)  — социализация, реабилитация и  адаптация людей с  ограниченными возможностями при помощи собак. Для этой работы четвероногих используют гораздо чаще других животных, так как они легко обучаются выполнять словесные команды и охотно подчиняются человеку. Перед началом обучения собак тщательно отбирают и тестируют.

 

Присутствие собаки помогает врачу установить более тесный контакт с ребенком

 

В 1960-х гг. детский психиатр Борис Левинсон выдвинул концепцию терапии с  участием собаки. Он обнаружил, что дети, испытывавшие трудности в общении с другими людьми, положительно и активно реагировали на его собаку, которая находилась в кабинете во время лечебного сеанса. Они легко контактировали с псом, часто не обращая внимания на самого доктора. Благодаря этому врач получал возможность установить более тесный контакт с  ребенком и  эффективно провести лечение. Собака помогала сгладить настороженное отношение малыша к окружающей обстановке. С каждым новым пациентом открывались положительные стороны влияния животного на поведение детей.

 

С тех пор этот метод получил достаточно широкое распространение. В  настоящее время общение с  собаками и другими животными используют для лечения как у детей, так и у взрослых различных тяжелых заболеваний: детского церебрального паралича, аутизма, гиперактивности, проблем с сердцем и сосудами. Это направление широко развивается и распространяется во многих странах.

Очень часто собаки работают в домах престарелых. Общение с животным избавляет от страха, депрессии, напряжения, снижает рассеянность и мобилизует двигательные функции пациентов подобных учреждений. Молчуны начинают больше говорить, люди с эмоциональной неустойчивостью (приобретенной или врожденной) реагируют с неожиданным чувством и пониманием.

 

Собаки помогают пожилым людям вернуть радость жизни

 

Незаменимы собаки при лечении детей, страдающих аутизмом. Присутствие дружелюбного ласкового пса заметно улучшает их поведение, снижая проявления болезни, основным из которых является погружение в себя. Нахождение животного рядом, совместные игры ребенка с  ним делают терапевтический процесс более приятным и продуктивным, повышают желание малыша лечиться и  стараться выздороветь.

Велико значение собак в жизни людей с  ограниченными возможностями. Рядом с животным они чувствуют себя в большей безопасности, менее одинокими, более свободными и  независимыми.

Положительное психологическое воздействие на человека домашних животных, особенно собак, известно давно. Дети, живущие в семье, где есть псы, более жизнерадостны и активны, эмоционально устойчивы, лучше учатся и быстрее развиваются, обладают повышенным чувством ответственности.

 

Работа собак в реабилитационных центрах дает очень хорошие результаты

 

Почему собака так хорошо влияет на людей? Потому что от остальных домашних животных ее отличает преданность человеку. Чаще всего именно собака восполняет недостаток человеческого общения. Пес всегда рад хозяину и тому, что тот всегда просто рядом. Собаке все равно, как он выглядит и сколько зарабатывает, в  то время как люди всегда оценивают друг друга с различных позиций. Именно поэтому к четвероногим тянутся взрослые и  дети, испытывающие недостаток в общении, любви и проявлении эмоций. Жалость со стороны пса воспринимается не как унижение, а как сопереживание. Собаки гораздо ярче выражают свои эмоции. По мнению врачей, пациенту часто легче устанавливать контакт с благодарной и дружелюбной собакой, воспринимающей его таким, какой он есть. Только после этого больной начинает больше доверять доктору, без чего лечение будет бесполезным.

 

В клубах служебного собаководства для проблемных детей практикуют упражнения с участием обученных животных. На таких занятиях инструкторы-кинологи показывают ребятам элементы учебной подготовки животных, тем самым снижая различные негативные реакции в поведении детей и создавая атмосферу доверия. Малышам очень интересно, как собаки выполняют различные команды и демонстрируют свою природную красоту.

На следующем этапе показательных занятий дети пытаются установить контакт с животными. К этому моменту в сознании ребенка уже закрепляется ощущение безопасности и  он уже сам стремится к общению. Вместе с инструктором, папой или мамой ребенок повторяет команды, называет кличку собаки, пытается прикоснуться к ней. Детям с отклонениями в  психике и  различными формами страхов часто удается преодолеть их при помощи четвероногих.

Затем ребенок пытается управлять действиями обученной и контактной собаки, которая выполняет простейшие элементы послушания по его словесным командам, тем самым повышая уровень детской самооценки и уверенности. Это помогает значительно снизить агрессивность малышей, уровень тревоги, снять эмоциональное напряжение и  уменьшить вероятность других нежелательных форм поведения. Совместные действия с собакой в дальнейшем помогают ребенку легче устанавливать новые отношения с детьми и взрослыми.

Для такой работы собак тщательно подбирают и готовят со строгим соблюдением правил техники безопасности. Чтобы определить способности животного к  терапии, необходимо всесторонне и беспристрастно оценить особенности его характера. Собака обязана спокойно и  дружелюбно вести себя при встрече с посторонними людьми, так как будущие пациенты должны испытывать чувство безопасности при общении с ней.

 

Собака должна быть обучена правильному отношению к пациенту

 

Животное должно адекватно вести себя в новых необычных ситуациях, спокойно реагировать на различные звуки и  раздражители, выполнять основные команды «Ко мне!», «Рядом!», «Место!», «Нет!», «Нельзя!», «Сидеть!» и «Лежать!», послушно ходить на поводке и  выполнять различные трюки, давать себя гладить, так как основные терапевтические воздействия на больного человека предусматривают возможность гладить животное.

Программа подготовки «собаки-терапевта» заканчивается экзаменом. Животное должно продемонстрировать способности хорошо вести себя в общественных местах, поэтому основное внимание уделяется не столько беспрекословному послушанию, сколько умению адекватно реагировать на окружающих людей и  различные жизненные ситуации.

 

 

 

Название книги – Дрессировка и воспитание собаки

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *