Собаки служат людям тысячи лет. Они делают для человека так много, что всего не перечислить – что‑нибудь обязательно забудешь. Себе в помощь человек создал сотни специализированных пород собак. И сегодня продолжает создавать новые и находить новое применение старым. Охотники служат в полиции и на таможне, бывшие и нынешние полицейские породы становятся собаками‑компаньонами, просто верными спутниками человека. В первую очередь это относится к собачкам небольшого размера, удобным для содержания в жилище человека, особенно в больших городах. Это мелкие терьеры и спаниели, мелкие шпицы и борзые, мелкие шнауцеры и пинчеры, мелкие представители догообразной группы, пудели. Только перечисление этих пород займет не одну страницу.
Подавляющее большинство этих собак прошло путь из бедных хижин через дворцы и жилища горожан в наши сегодняшние дома. В старые суровые и часто голодные времена скудость пропитания позволяла беднякам держать лишь маленьких собак. Может быть, их заводили для практических целей, а может, потому, что душа человеческая требовала радости, которую в эпоху жестокости и суровых условий выживания доставляли дружба и безоглядная преданность собак. А уж потом эти малыши сами, в силу своей природы, брали на себя выполнение посильных обязанностей – уничтожали вредителей, выслеживали дичь, служили, пусть не охранниками, но сторожами, звонким лаем предупреждая о приближении посторонних.
Японский хин и пекинес (справа)
Мопс и ши‑тцу (справа)
Той пудель, бишон фризе и московский длинношерстный той‑терьер (справа на лево)
Мексиканская голая собака (слева) и китайская хохлатая собака
Но были и собаки, практичное использование которых трудно представить.
Таковы крошечные мексиканские собачки: длинношерстные и короткошерстные чихуахуено или чихуахуа. Исследователи находят их изображения тысячелетней давности на каменных развалинах времен легендарных тольтеков и ацтеков. А обнаружены эти собачки были в XVIII веке в семьях бедных мексиканских крестьян.
С расслоением человеческого общества маленькие друзья бедноты стали вызывать интерес как собаки‑игрушки. А в игрушке ценится и редкая красота, и необычные, вычурные формы. Маленькую собачку можно носить на руках или в дамской муфте, возить с собой в карете.
Кингс Чарльз спаниель и папильон (справа)
Гладкошерстная и длинношерстная чихуахуа
Дамский любимец был интересен или как крошечная копия большой «мужской» собаки, или же, наоборот, тем, что вызывал чувство нежности чертами инфантильности, «детскости». У таких собачек выпуклый лоб, большие распахнутые глаза, часто укороченная морда. Таковы овеянные легандами, пришедшие с Востока собаки китайских императоров пекинесы, собаки китайской знати мопсы, почему‑то заставляющие вспомнить самураев японские хины и похожие на хризантемы собаки Тибета. Многим собакам такие же формы придаются стрижкой шерсти, которая превращает собаку в настоящее произведение искусства.
Но все же это настоящие собаки – верные, преданные, умные. Хотя порой, глядя на такую «малявку», трудно представить себе, где и как в этой крошечной головке умещаются ум, преданность и даже находится место командам.
Кажется, что от этих собачек никакой пользы. Но человек – существо эгоистическое. И маленькие собачки украшают нашу жизнь, развлекают, снимают стрессы, врачуют душу.
И даже маленькая дворняжка, подобранная десять лет назад и живущая в моем доме вместе со сворой овчарок, защищает меня от чувства вины при виде тоскующих глаз бездомных собак. От нее тоже большая польза – для моей души.
Название книги – Собаки